Толкования на Пс. 138:12

Свт. Афанасий Великий

Ст. 12-13 Яко тма не помрачится от тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея. Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея

Яко тма ея, тако и свет ея. Как для меня темна ночь, так для Тебя светла. Говорит же об утробах, что они порождают страх. Всегда боялся я Тебя, говорит пророк, потому что всегда имел пред очами суд Твой. Восприял мя еси из чрева матере моея. Не без причины стяжал я страх Твой, потому что, когда был я еще во чреве, охраняло меня промышление Твое.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко тма не помрачится от тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея

См. Толкование на Пс. 138:11

Прп. Макарий Великий

Яко тма не помрачится от тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея

Ведь Господу подобало прийти, облачившись в тело, обратить людей к Своему Отцу и примирить их с Ним. Придя же [в мир] невооруженным, Он взял оружие человеческое, то есть тело, и, сражаясь, поразил смерть. Через мертвое тело был умерщвлен враг [наш], и Господь осудил грех в теле, [победив его] собственным же его оружием. Ибо подобно тому, как враги, нападая на город, стремятся разрушить стены с помощью осадных орудий - баллист и прочих, так и враг [рода человеческого] подчинил [себе] Адама, пользуясь словно осадным орудием его собственным телом. А через Адама подчинил и пленил он всех людей. Подобным же образом Господь, восприняв человеческое [естество], с помощью него, словно осадным орудием, разрушил все военные сооружения лукавого, которыми тот пользовался против человека. И об этом изречено: Яко тма ея, тако и свет ея и как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22).

Беседа 52

Блж. Феодорит Кирский

Яко тма не помрачится от тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея

«Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветишся». Симмах перевел так: и тма пред Тобою не будет темною, но и ночь окажется днем, то есть, тма – для меня тма, я различаю и свет и тму, а Тебе мысленному Свету, и ночь светла, светозарнее всякаго полудня.

«Яко тма ея, тако и свет ея». Как мрачна для меня ночь, так светла для Тебя.

Евфимий Зигабен

Яко тма не помрачится (не будет мрачна) от Тебе, и нощь яко день просветится (будет светла), яко тма ея, тако и свет ея

У Тебя, говорит, Господи, не будет мрачна тьма; ибо выражение: от Тебя (по греч.), другой переводчик заменил выражением: у Тебя; так как наша тьма у Тебя не есть тьма, ибо и она светит, даже и ночь светла у Тебя, как день; и как светел свет дневной, так светла у Тебя ночная тьма, т. е. и то и другое у Тебя равны и равно светлы. Давид говорит это с тем, чтобы показать, что пред Богом все открыто. Но можно понимать сии слова и в другом смысле, согласно с Златословесным: Я, говорит, будучи окружен тьмою искушений и скорбей, сказал в самом себе: не ужели возобладает мною тьма cия? потом: когда Ты, Господи, только восхотел, ночь печали и скорби тотчас обратилась для меня в свет радости и веселия. Согласно с сим мы должны изъяснять и прочие слова. А Григорий Богослов изъяснил это иначе. Когда, говорит, я наслаждался и предавался роскоши, ночь сластолюбия сего, омрачающая мой ум, мне казалась светом; потому что и ночь и тьма были вокруг меня окаянного, и я не знал сего, ибо думал, что наслаждение мое есть просвещение.

Златословесного: Ибо, когда будет угодно Богу, то и природа стихийная изменится в противное и столь точно в противное, как в свое, что как будто в самом начале такое свойство было дано ей. Ибо если Тебе будет угодно, то такова будет ночь и также дан будет ей свет, как дана тьма, Феодорита: Эта тьма есть тьма для меня; потому что у меня есть различие между светом и тьмою. А для Тебя—умственного света и ночь подобна самому светлому дню и светлее всякого полуденного света. Посему кто грешит во тьме и говорит, по словам Никиты, что сказано у Сираха: Кто видит меня? Тьма вокруг меня и стены скрывают и никто не видит меня; чего мне бояться? Грехов моих Всевышний не вспомнит (Сир. 23, 18),— тот бесчувствен. Ибо Сам говорит у Иеремии: Бог близкий, а не Бог далекий. Еще: Сделает ли что человек в тайне, и Я не увижу ли? разве небо и землю не Я наполняю? говорит Господь (Иep. 23, 23).

Лопухин А.П.

Яко тма не помрачится от тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея

См. Толкование на Пс. 138:8

Прот. Григорий Разумовский

Яко тма не помрачится от тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея

См. Толкование на Пс. 138:11