Толкования на Пс. 139:14

Свт. Иоанн Златоуст

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

См. Толкование на Пс. 139:13

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

Потому что, по отгнании врагов, причиняющих рассеянность, ослабляющих и оскверняющих молитву, ум входит в мрак невидения ничего, и предстоит лицу Божию без всякого посредства. Мысленный мрак есть тот покров, тот занавес, которым покрыто лице Божие. Покров этот – непостижимость Бога для всех сотворенных умов. Умиление сердца делается тогда настолько сильным, что оно названо исповеданием.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.

Прп. Исихий Иерусалимский

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

Хранению ума пристойно и достойно именоваться светородным, молниеродным, светоиспускательным и огненосным. Ибо, истинно сказать, оно одно превосходнее самых великих телесных добродетелей, сколько бы их ни имел кто. Сего то ради и надлежит называть сию добродетель самыми почетными именами, ради рождающихся из нее светозарных светов. Возлюбившие ее, из грешников непотребных, скверных, невежд, несмысленных, неправедных делаются силою Иисус-Христовою, праведными, благопотребными, чистыми, святыми и разумными; и не только это, но и начинают созерцать таинства и богословствовать. Сделавшись созерцателями, они переселяются к оному пречистому беспредельному Свету, прикасаются к Нему неизреченными прикосновениями, с Ним живут и действуют, поелику «вкусили, яко благ Господь»; так что на этих первоангелах явно исполняется слово Божественного Давида: «обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицом Твоим» (Пс. 139:14). И действительно они только одни истинно и призывают Бога, и исповедуются Ему, и с Ним беседовать всегда любят, любя Его.

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Блж. Феодорит Кирский

Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим

Посему, лик праведных, сподобляясь от Тебя сего попечения, песнословит Тебя. Всегда представляя Тебя пред собою и думая, что видят лице Твое, любят они Твое превосходство. Подобно сему сказанное и в псалме пятнадцатом: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, и не подвижуся» (Пс.15:8).

Евфимий Зигабен

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

Обаче праведнии исповедятся имени Твоему

Хотя, говорит, произведение суда Богом в пользу праведников и медлит, но праведники не будут соблазняться сею медленностью; но будут благодарить Тебя, Боже, зная, что все это Ты производишь с расчетливостью, премудростью и на пользу.

И вселятся правии с лицем Твоим

Правыми Давид называет здесь вышесказанных праведников. Праведники, говорит, будут жить вместе с Тобою, Господи, т. е. вместе с воспоминанием о Тебе, находясь всегда с оным, и не удаляясь от него никогда. Или правыми называет апостолов; а лицем Божиим— Христа, как образ существа Его. Так сам Христос сказал: Отче! хочу чтобы там где Я, и они были со мною, да видят славу Мою (Иоан. 17, 24). Ибо верховное благо состоит в видении Бога. Впрочем сии слова можно понимать и иначе, что праведники вообще суть те, которые упражняются в добродетели; а правые те, которые производят добродетель с рассуждением и различением. Поелику же псалом сей упоминает и о будущем суде и о Христе и апостолах, то сие было побуждением для некоторых дать надпись сему псалму такую: в конец, псалом Давиду.

Златоуста: Находясь всегда с Тобою, они никогда не сделаются отступниками, что бы ни случилось с ними, они никогда не будут негодовать, и не будут порицать приключений; ибо это свойственно душе неизменной и непоколебимой—не требовать у Владыки отчета. Посему и Павел говорил: А ты кто, человек, что судишься с Богом? Изделие скажет ли работавшему: зачем ты меня так сделал (Рим. 9, 20)?

Еп. Ириней (Орда)

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

С лицем – вблизи Твоего милостиво к нам обращенного лица, у Тебя под Твоею милостивою защитою; ср. Пс. 15:11.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

«Обитать пред лицем» Господа значит или пользоваться всегда Его защитой, как бы жить под кровлей жилища Его, или - благодарить Его за оказанную защиту молитвой пред местом Его обитания, пред Кивотом Завета, в Его скинии.

Прот. Григорий Разумовский

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

См. Толкование на Пс. 139:13