Толкования на Пс. 143:4

Свт. Афанасий Великий

Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят

Человек суете уподобися. Каждый из людей уподобился миру сему.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят

Другой переводчик (Симмах), вместо: «суете», говорит: «дуновению» (ατμω). Слово: суета означает не что иное, как тленность, смертность, кратко­временность. Здесь пророк говорит о теле. Потому и Авраам говорит: «я, прах и пепел» (Быт.18:27); и Исаия: «Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет» (Ис.40:6, 7). Что же значит: «подобен суете»? Т.е. ничтожеству; все человеческое непрочно и непостоянно, все проходит и исче­зает. «Дни его, как тень, проходят«, т.е. и тогда, когда являются, не имеют никакой силы, и скоро пролетают.

И на самом опыте ты можешь видеть это, предста­вив людей, которые украшены почестями, ездят на колесни­цах, облечены властью, заключают других в темницы и на­казывают. Чем отличаются они от тени не только во время смерти, но еще прежде смерти? Как скоро они лишаются вла­сти, то все это проходит и исчезает; а предметы истинные – за здешнею жизнью; там и воздаяния, и наказания истинные, и блага, и неподкупный Судия. Между тем все здешнее подобно детским играм: сегодня – судия, завтра – подсудимый. Так часты перемены и неожиданны превращения!

Беседы на псалмы. На псалом 143.

Блж. Феодорит Кирский

Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят

Феодотион говорит: человек уподобился испарению, Симмахпару; потому что, подобно пару удобно образующемуся и разсевающемуся истлевает естество человеческое, и подобно тени проходит жизнь человеческая. А Ты столько заботился о бренных человеках!

Евфимий Зигабен

Человек суете уподобися; дние его, яко сень преходят

Человек, по словам его, уподобился суете, т. е. по смертному своему телу; и потому что ничто человеческое не постоянно и не твердо, но все временно. Суета и малозначительность и ничтожность, бесполезная тщательность, как сказал Соломон: суета сует, все суета (Екк. 1,1). И не только человек суета, но и дни жизни его скоро проходят и исчезают, как тень, которая, являясь за короткое время, представляется чем-то, и потом редеет и исчезает.

Григорий Богослов: Что же такое— уподобился суете? я (уподобился) ничтожеству: потому что ни в чем человеческом нет ничего постоянного, твердого, ровного, достаточного и до конца одинакового, но все проходит и минует и одно только непостоянство и изменение во всем имеет постоянство. Ибо все легко приходит, проходит и заменяется другим, так что более можно доверять ветрам и тени (писанию) на воде, нежели человеческому благоденствию. И Златоуст: Все здешнее подобно детской игре: кто ныне сам судил, на другой день бывает судим другими, кто горд в управлении, тот часто переходит в другую жизнь от рук палача, богатый становится бедным, неизвестный часто овладевает всем; и часты перемены, не ровны переходы.

Лопухин А.П.

Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят

Может быть, что слова этого стиха относятся к Голиафу, который, при уверенности в своей силе и победе над Давидом, не предполагал, как близка к нему гибель.

Прот. Григорий Разумовский

Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят

См. Толкование на Пс. 143:3