Толкования на Пс. 144:3

Свт. Иоанн Златоуст

Велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца

Сказав: «благословлю и восхвалю», он объясняет, что Бог не имеет нужды ни в похвалах наших, ни в благословениях, что к славе Его ничего не прибавляется от славословия служащих Ему, потому что существо Его неизменно, вседовольно и не имеет нужды ни в чем другом; но сами славословящие делаются от того более славными. Впрочем и не для этого только мы должны славословить Его, но и за пре­восходство Его славы, на что указывает и пророк, когда гово­рит: «велик Господь и весьма славен», т.е. не имеющий ни в чем нужды. Что значит: «весьма славен»? Достоин хвалы, славословия, хва­лебных песней и не просто – «славен», но и «весьма», – это тоже присовокупил пророк, – а в какой степени «славен», этого он не мог выразить словом, и потому прибавил: «и величию Его нет конца» или, как другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «изобретения» (εζεύρεσις). Смысл этих слов следующий: имея великого Господа, будь и сам ты высок и отрешись от дел житейских; питай мысли выше ничтожества вещей настоящих, не для того, чтобы сделаться гордыми надменным, но великим по душе и высо­ким по уму. Иное – высокомерие, и иное – великодушие: высокомерен тот, кто хвалится маловажными вещами и презирает подобных себе рабов; а великодушный смирен по душе и все великолепие настоящей жизни считает за ничто.

Где теперь те, которые говорят, что они так знают Бога, как Он знает Сам Себя? Пусть выслушают они слова пророка: «величию Его нет конца» – и устыдятся своего безумия.

Беседы на псалмы. На псалом 144.

Блж. Феодорит Кирский

«Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца». Поелику всякая чувственная величина оказывается великою, будучи измерена в долготу, в широту и в глубину; то Пророк не без причины присовокупил: «величию Его несть конца», желая показать, что Песнословимый и безплотен и не описан. Знаю, говорит, что Бог велик, непостижим, неизмерим; потому что не нахожу ни начала, ни конца величию; оно безпредельно, и превышает всякое постижение.

Евфимий Зигабен

Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца.

Велик, восклицает, Господь, не только как производитель великих дел, т. е. как Творец великих дел и творений, но и как великодаровитый, т. е. поколику Он дал людям великие дары,— почему и за них Он весьма достохвален и славен. А если величию Его нет предела, то без сомнения и хвале и прославлению Его нет конца, как говорит божественный Златоуст.

Из слов Златословесного: итак, поелику Владыка твой и велик по существу и по силе и по всякому совершенству, то посему будь и ты высок и освободись от житейских забот. Вознеси помышления выше низости настоящих дел. Не будь безумен и горд, но будь великодушен и благоразумен. Ибо гордый есть тот, кто хвастает малым, и презирает сослужителей; а высокого и великого духа тот, кто смирен в мыслях и за ничто считает пышности в сей жизни. Феодорита: Поелику Господь велик, а все чувственно великое бывает велико в широту, высоту и глубину, то прилично прибавил, что величию Его нет конца, чем показывает что Тот, которого должно воспевать и бестелесен и неописан. Нисского: Мы называем Бога великим не по чувственной величине, поелику Он, будучи бестелесен, не подлежит измерению и по началу, но называем великим по превосходству силы и чести, существа и действия; И как заповедь о любви к Нему больше всех заповедей считается не по важности и величине телесной, но по превосходству и по отношению ее к тому кто больше всех: так и сам любимый Бог несравненно превышает все творения свои, почему и весьма велик; и нельзя представить кого либо, кто бы действительно постиг величие Его. Ибо чем более кто-либо постигает величие Его, тем более усматривает себя весьма далеким от созерцания превосходства Его.

Прп. Максим Исповедник

Во-первых, ум удивляется помышляя о Божественной по всему беспредельности,– о неисследимой оной и много вожделенной пучине; во-вторых, поражается тем, как Бог из ничего привел в бытие все существующее. Но как величию Его несть конца, так и премудрость Его непостижима.

Главы о любви.

Еп. Ириней (Орда)

Велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца

Величие Божие бесконечно, и что Он совершил в Своей святости, правде и милости, никогда не может быть забыто, всегда будет прославляемо.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–7 Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят: великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса Твоя поведят: и силу страшных Твоих рекут и чудеса Твоя поведят: память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются

Начиная славить величие Божие, пророк говорит, что величию Его нет границ и предела, и что посему Он достоин всякой похвалы, и не от него только, но от всего рода человеческого, и, обращаясь затем лично к Богу, говорит: Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят. Этими словами как бы так говорит: и я не один, но во всех народах будут говорить о делах Твоих, всегда найдутся люди, которые будут рассуждать о них, удивляться им и восхвалять дела Божии, и не одни только дела Твои восхвалят, но и силу Твою, явно чрез них открываемую (см. Рим.1:20), возвестят из рода в род. Здесь (ст. 5) опять грамматическая разность в показании лица говорящего несколько затемняет смысл пророческих изречений. В 3, 4, 6-м и следующих стихах все эти изречения выражены в третьем лице, как в греко-славянском тексте (у LXX толковников) и в Вульгате, так и в переводе с еврейского, и только один 5-й стих (в последнем переводе) выражен в первом лице так: «А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих». Размышляя о сей славе, пророк говорит, во-первых, о величии дел, или чудес Божиих, являющих Его святость и силу; во-вторых, о величии тех дел, которые являют Его страшныя наказания грешным и злым; и в-третьих, тех, которые свидетельствуют о Его благости и правде. К делам первого рода относит все дела творения Божия и промышления Его о сотворенных делах и живых существах. К делам второго рода, или страшным, нужно причислить: всемирный потоп, бывший во времена Ноя, сожжение пяти содомских городов ниспосланным с неба огнем, десять казней, посланных на фараона египетского и народ его: землетрясения, моровые язвы, наводнения и различные другие страшныя казни, посылаемые праведным судом Божиим на землю. К последнего рода делам относятся все те дела, о которых пророк говорит так: память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются, т.е. дела милости и благости Божией к благочестивым рабам Божиим, как то: благоприятная перемена дней и ночей, с последующими за ней благорастворением воздухов и изобилием плодов земных, благословение Божие в торговых делах и оборотах, стечение различных благоприятных обстоятельств в жизни и прочее. Но все это ничто, в сравнении с тою великою милостию и благодатию, которую принес на землю Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Своим воплощением, Своею смертию за всех людей и Своим воскресением из мертвых. К словам: великолепие славы святыни Твоея – блж. Феодорит делает такое замечание: «естество Воспеваемого пророком превышает силы его, почему, приискивая достойные и приличные наименования Ему, потом усматривая неудачность свою, сплетает многие имена в одно и называет его: то – славою святыни, то – великолепием славы». И еще по поводу сего же замечает: «Пророк желает показать богатство благости и силы Божией; но, употребляя человеческий образ выражения и будучи не в состоянии достигнуть желаемого, опять соединяет многие имена и предсказывает о благопризнательности будущего рода, что, питаясь Божиим словом, произнесет как бы некие отрыжки, рассказы о Божием человеколюбии. Сие испытал на себе и божественный апостол, который, не имея сил достойно изъяснить дела Божии, усиливается сделать это посредством соединения многих имен. Так, он говорит: преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе» [7, с. 1126–1127].

Объяснение священной книги псалмов.