Толкования на Пс. 144:4

Свт. Афанасий Великий

Род и род восхвалят дела Твоя. Разумеет Церковь, собранную из обоих народов, из обрезанных и из язычников. Имеет же в виду те дела Его, какие сотворил в пришествие Свое, и в разных выражениях песнословит, одно и тоже называя и силою, и велелепием, и славою, и святынею, и чудесами, и опять силою, и величием, и благостью, и правдою, и щедротами.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Род и род восхвалят дела твоя и силу твою возвестят

Как обыкновенно поступает пророк в других местах, так поступает и здесь. Выразив удивление величию и славе Божией, он пере­ходит к раскрытию дел Его. То же самое он делает здесь: «из рода в род, говорит, восхвалят дела», доказывая величие Божие делами; т.е. оно явилось не в одно только время и потом прошло, не в течение двух или трех лет, но про­должается во весь настоящий век, так что каждый род ви­дит действия Его. Это означают слова: «из рода в род«, т.е. род настоящий, и следующий за ним, и следующий за тем, и опять следующий и каждый из последующих, именно: твари, во все время продолжающие свое существование, – небо, зем­ля, море, воздух, озера, источники, реки, семена, растения, травы и происходящие от них благодетельные следствия; течение природы, никогда не прерывающееся, дожди, времена года, постоянно повторяющиеся, ночь, день, солнце, луна, звез­ды и все прочее; кроме того дела, совершающиеся в каж­дом поколении, и в частности и вообще к исправлению и ко благу всего человеческого рода, происходившие у иудеев непре­станно чудеса, знамения, промышление Божие, открывавшееся в изобилии плодов, в победах над врагами, и во всем про­чем; также чудеса, бывшие во время пришествия Христова, при апостолах, во время гонений, чудеса многочисленнейшие и много превосходившие величием своим чудеса древние, или наконец дела, совершающиеся в наше время. Подлинно, нет времени, которое, кроме общих дел Божиих, не представляло бы зна­мений промысла Его. «И могущество Твое возвещать»; и посредством благодеяний, говорит, и посредством наказаний, потому что во всякое время Бог не перестает всеми способами промышлять о нашей природе.

Беседы на псалмы. На псалом 144.

Блж. Феодорит Кирский

«Род и род восхвалят дела Твоя, и силу Твою возвестят». Здесь Пророк предвозвестил Богопознание у язычников. Ибо говорит: не мы только, сущие от Израиля, в этом роде будем песнословить Тебя благодетеля, но и другий род, церковь из язычников, будет проповедовать величие дел Твоих.

Евфимий Зигабен

Род и род восхвалят дела Твоя.

Род, говорит, настоящий и род будущий, т. е. каждый род будет хвалить дела Твои, Господи, где под делами разумеет произведенные в шесть дней творения, или так называет и чудеса, знамения и все удивительное, что производит Бог для каждого рода.

По словам Феодорита и Евсевия: Родом и родом называет род Иудейский и род языческий, из которых составилась Церковь Христова. Нисского: Имеющей ум так должен рассуждать, что сколько бы чего он не изобрел в честь и славу Божию, все это будет ниже величия оного и не прибавит ничего к Его славе: потому что Он всегда одинаков, воздают ли Ему честь, или нет. Человеческая природа приносит в дар одно произведение, воздавая одним только хотением предположенную ею благодарность, а сверх воли и действия произвольного и движения ничего нет в ее власти: и если хочет удивляться и какими либо похвалами почтить величие силы Божией, то она не самую природу его похваляет; ибо как может хвалить то, что для нее неизвестно? но прославляет нечто из того, что созерцает вне ее по отношении к ней. Ибо род и род, говорит, (а бытие и бытие) будут хвалить дела Твои, как такие, которые действительно созерцают в величии и красоте тварей виновника бытия их. Видишь ли и пророк исполняется удивлением чрез созерцание того, что вне Божеской природы относительно к ней? А сама она, как божественная и блаженная сила, остается для помышлений недоступною и незримою, оставив все и любопытство ума и силу разума и движение сердца и способность памятования гораздо далее, нежели как тела наши далеко отстоят от возможности осязать звезды. Итак, когда дойдет слово до того, что выше слова, тогда время молчания и непостижимость неизреченной оной силы сопровождается удивлением в тайне совести, так как и те, которые величают Бога, говорят не о Боге, а о делах Божиих, и дают слову своему полную свободу в изъяснении творений. А когда слово их дойдет до того, кто превыше всякой мысли, тогда они в словах своих употребляют такие выражения, которыми налагают (на нас) закон молчания о Нем. Так они говорят, что величию Его нет конца.

И силу Твою возвестят.

Каждый, говорит, будет рассказывать о той силе, которую Ты, Господи, показал как в произведении твари, так и в совершении в различные времена чудес, как в благотворении добрым, так и в наказании, по Златоусту, злых. А родом здесь называет разумных и боголюбивых в каждом роде людей. Ибо сии-то восхваляют дела Божии во первых в самих себе, а потом возвещают о силе Его и другим.

Еп. Ириней (Орда)

Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят

Дела, без сомнения, великие дела Божии во Израиле.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят

См. Толкование на Пс. 144:3