Толкования на Пс. 144:13

Свт. Иоанн Златоуст

Царство твое Царство всех веков, и владычество твое во всяком роде и роде: верен Господь во всех словесех своих и преподобен во всех делех своих

Не настоящих только, но и грядущих; оно бесконечно, беспре­дельно, и одно только вечно. «И владычество Твое – во всех родах«. Смотри, как и здесь выражается бесконечность царства Божия; оно простирается на всю вселенную, на все века, на все времена. «Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих». Сказав о бесконечности царства Божия, об его крепости, твердости, непоколебимости, он говорит и о непреложности изречении Его. Слово: «верен» значит: тверд, истинен. Если же Бог верен, то сказанное Им непременно сбудется. Как царство Его неразрушимо и беспредельно, так и слова Его тверды и непоколебимы; первое никогда не прекра­щается, и последнее никогда не остаются без действия. Если же они не остаются без действия, то непременно должны сопро­вождаться делами. Даже, если когда Бог сказал что-нибудь, и не исполнилось, то и это служит доказательством истинности Его. «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» (Иер.18:7–8). По­добным образом и о благодеяниях говорит: благое скажу, и если изменятся, то и я изменю сказанное о них (Иер.18:10). «И свят во всех делах Своих». Что значит: «свят»? Безукоризненный, правый, чистый, непорочный, не подающий ни­кому никакого повода к осуждению Его.

Беседы на псалмы. На псалом 144.

Свт. Филарет (Дроздов)

Царство твое Царство всех веков, и владычество твое во всяком роде и роде: верен Господь во всех словесех своих и преподобен во всех делех своих

Псалма 144 стиха 13 вторая половина: «верен Господь во всех словесех Своих и преподобен во всех делех Своих» сама собою представляет неоспоримое доказательство, что здесь текст семидесяти толковников есть неповрежденный и полный, а в нынешнем еврейском тексте сия половина стиха потеряна. Ибо псалом сей на еврейском языке писан по алфавиту, и в сем месте в еврейском нынешнем тексте недостает стиха, который бы начинался буквою נ, и сей-то стих сохранился в переводе семидесяти толковников, в вышеприведенных словах.

О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Царство твое Царство всех веков, и владычество твое во всяком роде и роде: верен Господь во всех словесех своих и преподобен во всех делех своих

Бог царствует во все века и прежде всех веков. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих. Никто не делай нарекания на верность Господа Самому Себе.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

«Царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде». Безпредельна держава Твоя и царство Твое вечно; оно не начиналось, и не прекратится.

«Верен Господь во всех словесех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Истина словес просиявает, подтверждаемая делами, а дела украшаются правдою.

Евфимий Зигабен

Царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком poде и роде. Верен Господь во всех словесех своих, и преподобен (чист) во всех делех своих

Царство Твое, исповедят, Господи, вечно, не имеющее ни начала ни конца, и могущество и власть Твоя простираются на все роды и на все времена. Ты верен, т. е. тверд и истинен и посему весьма достоин того, чтобы Тебе верить. При том Ты и преподобен, т. е. непорочен и не подаешь никому, по словам Златоуста, ни малейшего повода к порицанию и осуждении Тебя.

Феодорита: Твоя, говорит, крепость беспредельна, царство вечно, все содержит и ни начала, ни конца не имеет.

Посему и Василий Вел. говорит: Верен Господь во всех словах своих, запрещает ли что-либо, или повелевает, обещает, или угрожает за действие вопреки запрещению и не исполнение повеления. Феодорита: И если что сказал и не сбылось, то и то доказывает истинность Его; наконец, сказано в Писании: стану говорит на народ или на царство, чтобы истребить и разорить их, а если обратится народ сей от всех лукавств своих, то раскаюсь о тех бедствиях, которым Я думал подвергнуть их. И потом стану говорить на народ и царство, чтобы возсозидать и насаждать. И если они сотворят лукавое против Меня, то раскаюсь касательно благ, которые Я обещал сделать им (Иep. 18, 7—10).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 13–14 Царство Твое Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде, верен Господь во всех словесех Своих и преподобен во всех делех Своих. Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя

Назвав в начале псалма Бога Царем своим и упомянув кратко в 11-м стихе о славе Царствия Божия, пророк говорит теперь о самом, Царстве Божием, о силе и пространственной власти его, простирающейся на весь сотворенный Богом мир и на все времена, так как оно вечно, как и Сам Бог, Царь мира, вечен, не имеет ни начала, ни конца Своего существования. Несомненно, что Царство Божие, о котором говорит здесь пророк, есть Церковь Божия, получившая начало свое при сотворении человека, продолжавшая существование свое во все времена Ветхого Завета, обновленная и окончательно утвержденная Богом в пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю. Получив власть от Бога Отца (см. Мф.28:18), Христос Сам невидимо управляет Церковью; видимую же власть Он передал Своей Церкви, поставив в ней одних «апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава, Христос» (Еф.4:11–15). Цель эта достигается отчасти и теперь в Церкви Христовой – земной, в царстве благодати, но вполне достигнется в Церкви Небесной, в Царстве Славы. А средствами для достижения указанной цели служат данные Богом Своей Церкви Слово Божие и спасительная благодать Святого Духа, Который с своими дарами всегда пребывает с членами и в членах Церкви (Ин.17:16–17). В Церкви всегда проповедуется Слово Божие, или Священное Писание, ведущее христиан к святости, и всегда совершаются святые таинства, освящающие верных. О сей-то святости, действующей в Церкви чрез Слово Божие и освящающую благодать, и сказано у пророка: Верен Господь во всех словесех Своих и преподобен (т.е. свят) во всех делех Своих. По объяснению блж. Феодорита: «И если что сказал и не сбылось, то и это доказывает истинность его; наконец, сказано в Писании: стану говорить на народ или на царство, чтобы истребить и разорить их, а если обратится народ сей от всех лукавств своих, то раскаюсь о тех бедствиях, которым Я думал подвергнуть их. И потом стану говорить на народ и царство, чтобы воссозидать и насаждать. И если они сотворят лукавое против Меня, то раскаюсь касательно благ, которые Я обещал сделать им» (Иер.18:7–10) [7, с. 1128]. К Церкви принадлежат и действительно святые христиане, хотя они часто и неизвестны миру. Святость Церкви не нарушается, однако, тем обстоятельством, что к ней принадлежат члены согрешающие, так как они от времени до времени очищают себя истинным покаянием. И о них говорит здесь пророк словами: Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя. На это св. Иоанн Златоуст замечает: «если же другие из лежащих не встают, то это зависит не от Того, Кто хочет их поднять, но от тех, которые не хотят встать. Так Он хотел и все меры употреблял и касательно падшего Иуды, чтоб он встал, но он не восхотел. Напротив того, падшего Давида восстановил и укрепил, и когда Петр имел пасть, Он удержал его, ибо Я, говорит, молился за тебя, чтобы не оскудела вера твоя» [7, с. 1129]. Во всяком случае, верные могут крепко надеяться на то, что Господь Бог в трудных обстоятельствах не оставит их без Своей помощи, потому что Он видит бедствия людей и страждущим помогает.

Объяснение священной книги псалмов.