Толкования на Пс. 144:14

Свт. Иоанн Златоуст

Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя

Ска­зав о царстве Божием, что оно беспредельно, об изречениях Его, что они истинны, о делах Его, что они безукоризненны, о славе и великолепии, Псалмопевец говорит опять о человеко­любии Его, так как и то самое составляет величайшую славу Его царствия, что Он не только поддерживает стоящих, но бодрствует и над готовыми упасть, чтобы этого не случилось с ними, и поднимает лежащих, и притом, – что особенно удивительно, – поднимает всех, не одного кого-нибудь, а всех, хотя бы то были рабы, хотя бы бедные, хотя бы незнатные, хотя бы происходящие от незнатных. Он – Господь всех; Он не проходит мимо лежащих и не презирает колеблющихся. Так поступает Он со всею природою, так и с каждым порознь. Если же некоторые из лежащих не восстают, то не по вине Его, желающего восстановить всех, но по вине самих нехотя­щих встать. Так Господь хотел восстановить и падшего Иуду и для того сделал все с Своей стороны, но он сам не хо­тел этого. Так Он восстановил падшего Давида и сделал его крепким; восстановил и Петра, готового пасть; а как, по­слушай. «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк.22:31, 32).

Беседы на псалмы. На псалом 144.

Блж. Феодорит Кирский

«Утверждает Господь вся низпадающия, и возставляет вся низверженныя». Прилагает попечение не о питомцах только правды, но и о поползнувшихся, о падших, о приявших на себя греховныя язвы; одних подкрепляя, не попускает им пасть, а падших возставляет, простирая к ним десницу.

Евфимий Зигабен

Утверждает Господь вся низпадающые, и возставляет вся низверженные.

Сказав о царстве Божием, что оно бесконечно, и о словах Божиих, что они истинны, а о делах Его, что они неукоризненны, а прежде сего сказав о величии, о силе, о славе, о благости и о прочих свойствах Божиих, Давид теперь говорит опять о человеколюбии Божием, которое есть также величайшая слава царства Божия и которое состоит в том, что Бог не только поддерживает и утверждает тех, которые стоят в добродетели, но и тех, которые находятся в опасности падения в грех, и не позволяет им пасть, чрез покаяние поднимает падших в оный, т. е. когда они не противятся Богу, хотящему поднять их, потому что Бог не только поднимает того, или другого, но и всех вообще без всякого изъятия и рабов и нищих и ничтожных, будучи готов подавать руку помощи всем нуждающимся в помощи и желающим оной. А ниже излагает и другой вид благодеяния Божия.

Из слов Златоуста: Если же другие из лежащих не встают, то это зависит не от того, кто хочет их поднять, но от тех, которые не хотят встать. Так Он хотел и все меры употреблял и касательно падшего Иуды, чтоб он встал; но он не восхотел. Напротив того падшего Давида восстановил и укрепил; и когда Петр имел пасть, Он удержал его: ибо Я молился, говорит, за тебя, чтобы не оскудела вера твоя.

Еп. Ириней (Орда)

Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя

Тем особенно вызывает прославление великий Бог, что Он нисходит к самым слабым творениям; Он заботится о несчастных и доставляет обильную пищу всем живущим.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя

См. Толкование на Пс. 144:13