Толкования на Пс. 146:8

Свт. Афанасий Великий

И злак на службу человеком. Службою человеков называет волов, мулов и прочий скот.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком

Чтобы кто-нибудь из бесчувственных не сказал: что мне до небес­ного? – пророк тотчас присовокупляет и пользу для людей, показывая этим прибавлением и то, для чего Бог покрывает небо облаками. Для тебя, говорит, для того, чтобы приготовить тебе дождь; и для тебя, чтобы он произвел траву. Посмотри на мудрость пророка: он говорит о благах всеобщих, которые Бог даровал всем, и таким образом заграждает уста безумным с особенною силою. В самом деле, если Бог так щедр для неверных, что и собирает облака, и низво­дит дождь, и оживляет землю, то тем более сделает добро вам, которые называетесь собственным его народом.

«Произращающему на горах траву». Смотри, как щедродательно Его промышление: не только на возделанной земле, но и на горах Он предлагает обильную Свою трапезу, приготовляет пищу для скотов, которые сотворены на служение людям.

Беседы на псалмы. На псалом 146.

Блж. Феодорит Кирский

«Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь». То и другое служит доказательством и силы и благости. Как благий и человеколюбивый, Он промышляет о том, что на земле: а как всемогущий, возносит выспрь водное естество, закрывает от взоров небо, как бы некий кров между небом и землею устрояя облаками, а тем что порождают они, орошая землю. Потом Пророк показывает происходящую от сего пользу.

«Прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком». Ибо орошает не только возделанную людьми землю, но и горы и места пустынныя, доставляя скотам произрастающий на них корм; делает же сие в благодеяние людям; потому что скотам повелел быть в услугах у людей.

Евфимий Зигабен

Ст. 8-9 Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь; прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком, Дающему скотом пищу их.

Пойте, продолжает, Господу, покрывающему небо облаками с тою целью, чтобы дать дождь. А дает дождь для произращения зелени и травы, которые произращает для напитания ею травоядных животных как кротких, так и диких. И в 103м псалме сказано: напояющий горы с высот своих. А если Бог напояет горы и холмы, то не гораздо ли более плодоносную землю? И если Бог промышляет о бессловесных животных, то не гораздо ли более о словесных, т. е. людях, для которых и словесные животные произвел? Подобным же образом сказано и прочее в предначинательном оном псалме; так он говорит: посылающий траву скотам и зелень на службу человекам, где и смотри изъяснение сего.

Евсевий, вопрошает: почему трава для скотов растет сама собою, а пища для людей не растет подобным образом? Итак, разум, поколику Бог, даровавший разум людям, прилично возлагает на них сию заботу о себе. А как бессловесным Бог не дал сил разума, то Сам приготовляет им пищу, произращая траву на горах. Очевидно из сего, что действие промысла Божия простирается и на природу бессловесных животных. Слова Феодорита: И то и другое есть доказательство силы и благости, ибо как милостивый и человеколюбивый, Он промышляет о том, что находится на земле, а как всесильный, на высоте держит вещество вод, из неба делает вид свода и посредством облаков составляет между небом и землею род крыши и производя из них воду, орошает ею землю и не только орошает возделываемую людьми землю, но и горы и места пустынные и произращающую на них сочную траву доставляет скоту, и это делает на благодеяние людям, так как скот назначил на службу человекам.

И птенцем врановым призывающым Его.

И в 103-м, т. е. предначинательном, псалме сказано: все от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время, где и найдешь изъяснение их. А это закон естественный: потому что птенцы воронов, как оставляемые и непитаемые родившими их, по причине немилосердия и ненависти к детям их, кричат несчастные громко и смотрят вверх с разинутым ртом, и таким образом как бы просят пищи у Бога. Посему Бог неизреченным образом питает их в доказательство божественного своего промысла и милосердия и благости ко всем. Вследствие сего попечения Божия падает в рот их некоторая тонкая влага, увлекая за собою с воздуха некую пищу, и они ею питаются. Призывают же сии птенцы Бога не потому, что они знают Бога подобно разумным людям, но потому, что они так предсталяются призывающими Бога, и имеют вид призывающих, и что жалкий вопль их похож на моление людей, почему преимущественно об одних воронах и упоминает здесь. В высшем же значении птенцы воронов были язычники, как нечистые, черные и скверные по душе, по причине омрачения и осквернения себя нечестием и грехом. Им-то дал Бог пищу духовную и нетленную. А как возвратившиеся в Иерусалим из рабства Вавилонского были слабы и бессильны и безоружны и лишенные всякой другой силы, то посему, чтобы не смущались и не боялись, Давид врачует их смущение в следующих за сим словах.

Пищу же сию, говорит мудрый Никита (от которого почерпнул вышесказанное вместе со многими другими предметами Кир Евфимий), составляют малые животные, летающие около гнезда воронов и обращающиеся в пищу птенцам их.

Слова Григория Богослова: Подобные наименования берутся совместительно, так что по сему образу выражения под частью разумеется целое, т. е. родом воронов означаются все роды птиц. Еспер также и Арктур упоминаются в означение всех звезд и устройства их. Так сказано, что и птенцы вороновы призывают Бога в означение целого рода пернатых. Если же (прибавляет Златоуст) Бог столько промышляет о бессловесных птицах животных, и не доставляющих услуги людям, то тем более о людях. Слова Феодорита: Потому-то, думаю, и Владыка Христос, оставив прочих пернатых, упомянул о воронах и сказал ученикам своим: посмотрите на воронов, что Отец ваш небесный питает их (Лук. 12, 28). Исидора Пилусиотского: и источник благости (т. е. Бог) желая, смягчить справедливое негодование Фесвитского пророка на Иудеев, устроил для него пропитание чрез врана—сей чадоненавистной птицы, рождающей, но не питающей. Потому певец, хотя и вся тварь по естественному закону взирает на Творца, упомянул только о воронах, и у Иова также написано: кто приготовил ворону пищу (Иов. 38, 41).