Толкования на Пс. 147:8

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 8-9 Возвещаяй слово свое Иакову, оправдания и судбы своя Израилеви: не сотвори тако всякому языку, и судбы своя не яви им

Другой (Акила): «уставы» (ακριβασμοὺς). Третий (Симмах): «повеления» (προστὰγματα). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «подобного» (όμοια). Смотри, как он опять переходит от об­щего к частному и к тому, что преимущественно относится к иудеям, желая возбудить в них большую ревность. В на­чале псалма он говорит о предметах чувственных и полез­ных для тела, как-то: о безопасности, о плодородии, о мире; а здесь обращает речь к предметам более высоким, гово­рит о законодательстве, которое составляет важный вид благодеяния, отклоняя от порока, руководя к добродетели, просве­щая душу. Так и Моисей часто повторяет это, напр., когда говорит: «есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Втор.4:7) И Давид еще говорит: «Господь – творящий милостыни и судьбу всем обижаемым. Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои« (Пс.102:6, 7). Также Иеремия: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю» (Вар.3:36, 37).

Но, может быть, кто-нибудь скажет: если Он не открыл воли Своей прочим людям, то почему Он наказывает их? А что Он наказывает и живших прежде закона и находя­щихся во всей вселенной грешников, это видно из слов, ска­занных Христом: «царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его». И еще: «ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его» (Мф.12:41, 42). Это сказано, конечно, потому, что и они отдадут отчет, и одни из них удостоятся похвалы, другие получат наказание. Но если им не объявлено, что должно делать, то как они будут судить других? И опять, почему сказал Господь: кровь отмстится, «от крови Авеля праведного до крови Захарии» (Мф.23:35)? И еще: «что земле Содомской отраднее будет» (Мф.11:24)? Словом: «отраднее» Он выражает не совершенное освобождение от наказания, но то, что они за свои грехи полу­чат более легкое наказание. Если же те, которые уже были на­казаны, снова подвергнутся столь тяжкому наказанию, то кто из других людей избежит этого?

Мы видим, что были наказаны жившие во время потопа, и многие другие, и сам Каин. Однако Павел, выражая выше­сказанную мысль, говорит: «ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:18–20). Потом, рассуждая о жизни, он и в этом отношении не освобождает их от ответственности и говорит: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!» (Рим.1:32; Рим.2:3–9). Видишь ли из всего сказанного, что все грешники, жив­шие прежде закона, подвергаются наказанию, а все, упражняв­шиеся в добродетели и удалявшиеся нечестия, наслаждаются благами? Как же может случиться то или другое, если они не знали, что должны были делать? Но скажешь, если они знали, что должно делать, то почему пророк говорит: «не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им»? Итак, что означают эти слова и что хочет сказать пророк? Послушай. Писанного за­кона Бог не дал никому из других народов, но они все имели внутри естественный закон, который внушает, что – добро и что – зло. Вместе с сотворением человека Бог вложил в него неумолимого судию – находящейся в каждом закон сове­сти. Для иудеев же Он сделал нечто особенное, именно: объ­явил им требования закона письменно. Потому и пророк не сказал: не сотворил всякому языку, но: «не сделал Он сего», – т.е. не дал им ни скрижалей, ни писаний, ни законодателя Моисея, и ничего прочего, что было при горе Синае; но все это получили исключительно иудеи, тогда как природа человеческая у всех людей заключала в себе достаточный закон совести. Это вы­разил и Павел, когда сказал: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим.2:14). Потому иудеи и заслуживают большего осуждения, что они, получив кроме естественного еще писан­ный закон, вели себя так беззаконно. Таким образом, вели­кое благодеяние Божие послужило им к большему осужде­нию по их нерадению.

«Возвещает слово Свое Иакову, оправдания и суды Свои Израилю». И здесь без погрешности можно разу­меть духовного Иакова и Израиля, которого знал Павел и гово­рил: «мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал.6:16).

Беседы на псалмы. На псалом 147.

Прп. Анастасий Синаит

Возвещаяй Слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви

Подразумевается здесь Израиль духовный, по Христу. [Слово же] «Израиль» толкуется как «ум, зрящий Бога». А поэтому кто может зрить Бога, будучи просвещенным от Него Святым Духом, тот также может понять и некоторые из судов и тайн Его. «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10).

Вопросы и ответы.

Блж. Феодорит Кирский

«Возвещаяй Слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви»

Древле дан им закон, а потом и благодать; но Иудеи оказались недостойными того и другаго.

Евфимий Зигабен

Возвещаяй слово свое Иакову, оправдания и судьбы своя Израилеви.

В начале сего псалма Давид сказал о чувственных и полезных делу благах, как-то о безопасности Иерусалима, о силе, мире изобилии в нем. А здесь изъясняет блага высшие и полезные для души, сказывая о Божием законодательстве, дабы как теми, так и другими возбудить народ к прославлению Бога и любви к Нему, за то что Он теми и другими благодетельствует ему. Бог, по словам его, возвещает слово свое, т. е. повеление и закон свой израильтянам, т. е. открывает им оный и научает ему, как сказал и в другом месте: показал пути свои Моисею, сынам Израилевым хотения свои. А в пояснение того, что такое слово, он вслед за сим называет оное оправданиями и судами.

Посему тот же Давид сказал и в другом месте: показал пути свои Моисею, сынам Израилевым хотения свои. И Варух говорит: изобрел всякий путь художества (знания), и дал его Иакову, отроку своему и Израилю возлюбленному своему? (Вар. 3, 26). Феодорита: В древности возвестил иудеям закон, а в последствии и благодать; но они оказались недостойными ни того, ни другого.

Еп. Ириней (Орда)

Возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судбы Своя Израилеви

Да и не могло быть иначе; Израилю вверено Откровение и тем он существенно превосходит все народы, есть любимец Божий.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 Возвещаяй слово свое Иакову, оправдания и судбы своя Израилеви: не сотвори тако всякому языку, и судбы своя не яви им

Иаков (евр. народ) должен всегда благоговеть пред Ним и благодарить Его, так как Господь, Всемогущий Повелитель Вселенной, только еврейскому народу оказывает особенное благоволение. Выражением последнего служит дарованный ему через Моисея и пророков закон, которого не имеет никакой другой народ. «Слово, уставы, суды» см. в объясн. 118 Пс.