Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных
См. Толкование на Пс. 145:1
Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных
В переносном смысле «новою» названа здесь песнь нового завета, потому что тогда обновилось все – и завет: «Я заключу…, говорил Бог, новый завет» (Иер. 31:31), и тварь: «кто во Христе, говорит апостол, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17), и человек: «совлекшись, говорит он же, ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9, 10). Итак, по причине новой жизни и по всему прочему настоящий завет называется новым, и петь ныне пророк заповедует новую песнь этого завета. А в историческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую иудеи должны были петь за победы, за успешные деяния, за трофеи. «Хвала Ему в собрании преподобных».
Видишь ли, как пророк прежде словесной благодарности требует благодарности посредством жизни и дел, и таких людей призывает в хор поющих? Не достаточно благодарить только словами, если они не будут сопровождаться и добродетельною жизнью. «Хвала Ему в собрании преподобных». И нечто другое он внушает здесь, именно, показывает, что должно возносить славословия с совершенным согласием, потому что «церковью» называется соединение, собрание.
Беседы на псалмы. На псалом 149.
Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных
Тогда человек делается способным «воспеть Господеви песнь нову»: он исключается из числа плотских и душевных, сопричисляется к духовным и восхваляет Господа «в церкви преподобных». Дух Святой, доселе приглашавший и возбуждавший его единственно к плачу и покаянию, приглашает его, «да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем: да восхвалять имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему», потому что, по обновлении души, силы ее, приведенные в чудное согласие и стройность, делаются способными, при прикосновении к ним Божественной благодати, издавать звуки и гласы духовные, восходящие на небо, пред престол Божий, благоприятные Богу.
Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.
Аллилуия, Аллилуия
Песнь сию повелевает произнести тем, которые по возвращении, при Божией помощи, победили многие народы. Псалом содержит в себе предречение о доблестных делах при Маккавеях.
Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных
Ибо, не нарушающим закон, но преподобным свойственно песнословить Бога.
Воспойте, Господеви песнь нову; хваление Его в церкви преподобных
В предыдущем псалме сказал: песнь всем преподобным его; одно и то же говорит и здесь.
Слова Оригена: Как хвала в устах грешника некрасива, так и в устах лукаво поступающих в церкви, но только в устах преподобных в церкви и более в устах ее, нежели одного или немногих. Ибо, по словам Феодорита, воспевать Бога есть дело не беззаконных, но преподобных. Слова Златоуста: Видишь ли как, он требует прежде слов благодарения посредством жизни и (добрых) дел? Таковых он вводит в лик поющих. Ибо недостаточно благодарение Бога одними словами, если не присовокупляется к ним и деятельная добродетель. Притом и другому чему-то здесь научает, именно: показывает, что должно возносить хвалы с совершенным единомыслием, так как церковь по своему наименованию значит совокупление и coбрание.
Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в Церкви преподобных
И этот псалом мог принадлежать также послепленному времени. Бог в действительности явил свое благоволение Израилю, так как Он освободил его, помог ему построить город и храм, во всех отношениях благословил его и тем снова прославил между язычниками.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных
Да воспевает Израиль Господа новыми песнями с тимпанами и гуслями за проявление к нему Его благоволения
Во время вавилонского плена песни евреев, соответственно их покаянному настроению и внешне тяжелому и бесправному положению, носили характер грустный. Теперь же, по возвращении из плена и восстановлении Иерусалима, их положение изменилось; изменились и песни - вместо печальных они стали торжественно-хвалебными и радостными. «Собрание святых» - собрание евреев в храме.