Толкования на Пс. 149:4

Свт. Иоанн Златоуст

Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасение

Желая возбудить в них еще большее усердие, пророк говорит и о благоволении к ним Того, Кого воспевают. Что может сравниться с таким бла­гополучием, когда кому благоволит Бог? «И вознесет кротких во спасение». Посмотри опять, как он представляет и то, что принадлежит Богу, и то, что – людям. Как выше, требуя от них благодарности, он указал и на то, что принадлежит Богу, сказав: «ибо благоволит Господь к народу Своему», так и здесь, возвещая то, что принадлежит Богу, требует и того, что зависит от людей: «и вознесет, говорит, кротких во спасение». Возносить – дело Божие; а быть кроткими – дело людей; Божие не является, если наперед не будет человеческого. И посмотри на величие дара. Он не сказал просто: спасет, но: «вознесет… во спасение», т.е. не только избавит от бедствий, но и сделает известными и знаменитыми, доставит им вместе с спасением и славу.

Беседы на псалмы. На псалом 149.

Блж. Феодорит Кирский

«Яко благоволит Господь в людех Своих». Великаго человеколюбия сподобил нас, говорит Пророк, и явил нам благость Свою.

«И вознесет кроткия во спасение». А лишенных помощи, и водящихся добрыми нравами, соделает высокими и знаменитыми.

Евфимий Зигабен

Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасение.

Господь, присовокупляет, благоволит, или желает благ народу своему, как сказано и в сих словах: к человекам благоволение (Лук. 2, 14), и кротких, или смиренных прославит и вместе спасет их. И в 146м псалме сказано: приподемлющий кротких Господь.

Слова Златословесного: Что может равняться с сим благоденствием, когда Бог оказывает свою милость? Итак, возносить есть дело Божие, а кротость человеческое; впрочем не бывает действий со стороны Бога прежде действий со стороны людей. И смотри, как велик дар. Не сказал просто: спасет, но вознесет во спаceние, т. е. не только освободит от бедствий, но и сделает славными, даровав им вместе с спасением и славу.

Лопухин А.П.

Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасение.

«Смиренные» - евреи во время плена, который они переносили в покаянном настроении, с полным пониманием его заслуженности и в смирении (см. кн. пророка Варуха), за что и было даровано им от Господа «спасение» и освобождение.