Толкования на Соф. 3:6

Свт. Кирилл Александрийский

В растление низложих величавыя, изчезоша углы их: опустошу пути их весьма, еже не проходити: изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити

Поскольку, как я сказал, священники осквернили святая, а некоторые нечестиво поступали против самого закона, то «Господь посреде его утро утро даст суд свой». Какой же это суд? «Низложих величавыя в растление», то есть предал погибели гордых и надменных; ибо гордые не принадлежат ли к числу тех, которые обыкновенно враждуют против Бога, свою собственную волю противопоставляют установлениям Моисея, весьма мало ценят законы божественные, наклонны к крайней распущенности и говорят Господу: отступи от мене, путий твоих ведети не хощу? (Иов.21:14) Далее: кто может усомниться в том, что, по написанному, «нищий духом и смиренный сердцем» (Мф.5:3) есть человек благородный, скромный и весьма склонный к богопослушанию, которого (Господь) и удостаивает Своего особенного попечения? Посему Бог всяческих и сказал чрез одного из святых пророков: «и на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес моих?» (Ис.66:2). Итак, низвергнут в погибель род гордый. «Изчезоша же» и «углы их». Думаю, что углами здесь называются стены и крепости городов, ибо углы у них всегда высоки и имеют выдающиеся башни. Посему, вероятно, это значит то же, как если бы он сказал: города их будут лишены стен. Кроме того, угрожал «опустошить» и «пути его», очевидно, Израиля, «еже не проходити совершенно». И мне кажется, что Он хочет выразить этим следующее. Когда в установленное время совершался праздник кущей, закон Моисеев повелевал, чтобы из всей страны Иудейской восходили в Иерусалим и исполняли там установленное законом. Когда же были разрушены города и погибли их жители, тогда говорит, запустели пути, так что не было ни одного, проходящего по ним и спешащего совершить установленный у них праздник, как прежде. Да, учреждения Иудеев пришли в такое жалкое положение, что не было уже совершающих празднества их, и едва спасшиеся и оставшиеся от войны не могли уже пользоваться благополучием. Посему пророк Иеремия и сделал судьбу Иудеев предметом плача, говоря «путие Сиони рыдают, яко несть ходящих по них в праздник» (Плч.1:4). А что слово это также непреложно, это объяснят нам последующие слова, ибо сейчас же присовокупляет: «изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити». Да, поистине «страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр.10:31). Раздражая Его своими грехами и притом необузданно, мы, как бы уличенные в преступлениях надменности, тогда-то именно и по всей справедливости низвергаемся в погибель и лишены будем вышнего ограждения, найдем сердце свое как бы удобопобедимым и беззащитным и, кроме того, не найдем путей правды. Но этих бедствий легко избежит тот, кто решился следовать воле Господа и пред Ним послушно преклонил выю души своей.

Толкование на пророка Софонию.

Блж. Иероним Стридонский

Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей

См. Толкование на Соф. 3:1

Лопухин А.П.

Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей

См. Толкование на Соф. 3:5