Толкования на Соф. 3:12

Свт. Кирилл Александрийский

И оставлю в тебе люди кротки и смиренны, и будут благоговети о имени Господни останцы Израилевы, и не сотворят неправды, и не возглаголют суетных, и не обрящется в устех их язык льстив

Опять говорит Сиону или святому городу, говорю, Иерусалиму, которому обещает, что в нем останется народ весьма кроткий и смиренный. Синагога иудейская дерзко поступила против Спасителя всех Христа, стала убийцей Господа и за это подвергается праведному наказанию. Но она не вся погибла; немалое количество из них уверовало. А эти были кроткие, не воспламенявшиеся неистовым гневом против Христа, подобно тем, которые привели Его тогда к Пилату и кричали, говоря: «возми, возми, распни Его», и к этому присовокупляли: если сего не умертвишь, «неси друг Кесарев» (Ин.19:12, 15). Что может быть бесчеловечнее этого? Призывая на свои головы даже самую праведную Его кровь, они безрассудно говорили: «кровь его на нас и на чадех наших» (Мф.27:25). Итак, не участвовали в такой жестокости люди кроткие, а также смиренные, потому что они подчинялись Христу и под иго Его преклонили свои духовные выи, и по любви к Нему с большой радостью внимали Его словам: «приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф.11:28–29). Итак, и в этом они были подобны Христу, Который ради нас обнищал, как бы пренебрег подобающей Ему как Богу славой и свойственным Его природе превосходством, чтобы для устроения нашего спасения перенести рабское состояние. Итак, повинующиеся Его законам, подобно Ему, смиренно думают о себе. Сии «будут благоговети о имени Господни»; ибо они были весьма богобоязненны и, преимущественно пред другими, божественные ученики, которые соделались светом миру. Боголюбивые и благие, они, говорит, будут отвращаться неправды и пустословия («не возглаголют суетных», говорит), и неискреннего языка; ибо это – лукавство. Вот их духовная красота и как бы некоторый превосходнейший венец из достоинств добродетелей. Где кротость и смирение, и стремление к правде, язык, незнающий пустословия, и тем менее – греховных слов, напротив – всегда правдивый и слуга искренности, там всенепременно обнаруживается славная и совершеннейшая добродетель; а такая добродетель и свойственна сущим во Христе, потому что красота благочестия открывается не в законе, но, напротив, блистает в силе евангельского учения.


Зане тии пожируют и угнездятся, и не будет устрашаяй их

Некогда книжники и фарисеи нерадиво пасли народ Иудейский; ибо законом заповедано было им руководить народом и за это они были почтены преимуществами священства. Итак, они были пастыри, наемные впрочем, и как бы приставленные к чужим стадам, – видели «волка грядуща и оставляли овцы», – по слову Спасителя (Ин.10:12). А что они весьма небрежно относились к словесным овцам своим и оставляли их зверям, вернее же сами были волками, – это всякий легко увидит из сказанного устами пророков. Так, один, как бы от лица Божия, говорил: «горе пастырем, иже расточают и погубляют овцы паствы» их (Иер.23:1); другой же: «сия глаголет… Господь: оле, пастыри Исраилевы, еда пасут пастырие самих себе? не овец ли пасут пастырие? се, млеко ядите…, а… изнемогшаго не подъясте, и сокрушеннаго не обязасте и заблуждающаго не обратите, и погибшаго не взыскасте, и крепкое оскорбисте трудом…. И разсыпашася овцы моя, понеже не имеяху пастырей, и быша на изъядение всем зверем селным» и птицам небесным (Иез.34:2–5); в другом месте говорит к самим пастырям: «пасите овцы заколения. Яже стяжавшии закалаху и не раскаявахуся, и продающии я глаголаху: благословен Господь, и обогатихомся» (Зах.11:4–5). Так губили пастыри стада словесных овец, не отгоняя от них зверей, напротив, сами подражая зверям. Когда же потом воссиял Христос, Пастырь Добрый, полагающий душу Свою за овцы (Ин.10:11); тогда мы пасемся с рачительностью. Мы имеем пастбища при источниках, по написанному (Ис.49:10), и отдых в стойлах, то есть: мы водворены в церквах и святых храмах; и нас никто не устрашает и не расхищает, ни лев не попирает, ни вор не подкапывает, и никто к нам не приходит, «да украдет и убиет и погубит» (Ин.10:10). Напротив, мы живем в безопасности и ограждении, и участвуем во всяком добре, имея своим начальником самого Спасителя всех, говорю, Христа. И это открыл нам Бог и Отец, говоря нам устами Иезекииля: «сия глаголет… Господь:… спасу овцы моя,… и разсужду между овном и овном. И возставлю им пастыря единаго,… раба моего Давида,… и будет им пастырь» (Иез.34:20–23).

Толкование на пророка Софонию.

Блж. Иероним Стридонский

Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне

См. Толкование на Соф. 3:10

Лопухин А.П.

Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне

См. Толкование на Соф. 3:11