Толкования на Суд. 1:29

Свт. Григорий Двоеслов

И Ефрем не изгнал Хананеев, живущих в Газере; и жили Хананеи среди их в Газере

Конечно, меркнут звёзды рассвета, когда даже те [люди], которые уже сияют великими добродетелями, всё же имеют в себе что-то от мрака греха, с которым они борются, - пусть они и несут в себе свет славной жизни, но вопреки желанию в них живут остатки ночи. Всё это, как уже сказано, происходит для того, чтобы разум, продвигаясь к добродетели праведности, мог укрепляться своей немощью и естественным образом сиять добром по той же причине, по которой для его смирения небольшие недостатки бросают тень на него против его же желания. И вот, когда земля обетованная, теперь уже завоёванная, должна быть разделена между [коленами] Израиля, языческий народ хананеев, как сообщается, не был перебит, но стал данником колену Ефремову, ибо написано: и жили хананеи среди их в Газере [и платили им дань] (Суд. 1:29). Что же обозначают хананеи, народ язычников, как не порок?

Мы часто входим в землю обетованную с великими добродетелями, потому что обретаем крепость от [растущей] внутри нас надежды на вечность. Но если среди возвышенных деяний мы удерживаем пороки, пусть и малые, то мы как будто позволяем Хананею обитать в нашей земле. Но он - данник в том, что мы, не будучи в состоянии подчинить себе порок, смиренно обращаем его себе на пользу, чтобы разум даже при самой высокой добродетельности не забывал, что своими собственными силами он не может одолеть даже то малое, что его удерживает.

Нравственные беседы на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 29-33 И Ефрем не изгнал Хананеев, живущих в Газере; и жили Хананеи среди их в Газере. И Завулон не изгнал жителей Китрона и жителей Наглола, и жили Хананеи среди их и платили им дань. И Асир не изгнал жителей Акко и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова. И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их. И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди Хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками

Называются города, входившие в уделы разных колен, в которых оставались неизгнанные хананеи: Газер (Тель-Джезерз), ср. Нав. 16:10, Китрон, отождествляемый с упоминаемым в Нав. 19:15, «Каттаф», Наглол, отождествляемый с упоминаемым в Нав. 19:15, 19:35, «Нагалал» (вероятно, современный Малул к западу от Назарета), Акко - город с пристанью, при впадении ручья Бела в Средиземное море, впоследствии Птолемаида, ныне Сен Жан-д'Акр, Сидон - лежавший на берегу моря (ср. Нав. 19:28), Ахлав - называемый в Талмуде «Гуш-Xалаво», у И. Флавия - Гискала, ныне Эл-Гис; Ахзив, ср. Нав. 19:29, Xелва, упоминаемый в И. Н. Нав. 19:29 под именем Xевела (ср. русско-венский перевод кн. Иисуса Навина, а также оксфордский ревизованный перевод Библии), отождествляется с упоминаемым в надписи Сеннахерима (поход против Езекия), местечком Макхаллиба, Афик и Рехов, ср. Нав. 19:30, Чис. 13:22, Вефсамис и Бефанаф, ср. Нав. 19:38. Обилие оставшихся в этих городах хананеев послужило причиной названия этой части израильской страны «языческой Галилеей» (Мф. 4:15).

Толковая Библия.