Толкования на Суд. 2:8

Ориген

Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет

Нам было прочитано о кончине Иисуса [Навина]. И нет ничего удивительного в том, что скончался тот сын Навин. Ибо он возвращает то, чем был обязан природе. Но поскольку мы учили тому, что прочитанное о сыне Навине относится к нашему Господу Иисусу Христу, следует рассмотреть, каким образом уместно сказать о Нем, что умер Иисус. Я думаю, правда и это, говоря на основании Писания, что в одних людях Иисус жив, а в других умер. Иисус жив в Павле, и в Петре, и во всех тех, которые заслуженно могут сказать: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20), и еще: Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Фил. 1:21). Поэтому справедливо говорится, что в таких людях Христос жив.

А в ком Христос умер? В тех, без сомнения, о которых говорится, что частым покаянием и повторным согрешением они словно бы глумятся на смертью Иисуса, о которых говорит апостол в Послании к Евреям: Когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6:6). Поэтому ты видишь, что об Иисусе сказано, что Он не только умирает в грешниках, но также утверждается, что Он распинается ими и подвергается осмеянию. Но и ты сам посмотри за собой, разве ты можешь сказать, что живет в тебе Христос, когда помышляешь о корысти и желаешь похитить чужое? Или если ты помышляешь о чем-то развратном, если пылаешь гневом, если сгораешь от зависти, если терзаешься ненавистью, если безумствуешь в опьянении, если превозносишься в гордыни, если жестоко свирепствуешь, разве можешь сказать при всем этом, что живет в тебе Христос? Итак, в грешниках Христос умирает, потому что в них не действует никакая правда, терпение, истина и ничего из того, что есть Христос. А что бы ни было у святых, то совершает Христос, как и апостол говорит: Все могу в укрепляющем меня Христе (Фил. 4:13).

Гомилии на Книгу Судей.

Лопухин А.П.

Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет

См. Толкование на Суд. 2:6