Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова
Мы часто находим этот вопль нужды в Священном Писании, когда читаем, что за грехи дети Израиля были преданы Господом в руки врагов их и что, переменившись от их господства и суровой жестокости, они [начинали] вопить к Господу. И Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который любой рукой пользовался, как правой (Суд. 3:15). И снова говорит Писание: Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова (Суд. 3:9). И в псалмах говорится о них: Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их (Пс. 77:34-35). И опять же: Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их (Пс. 106:6, 13, 19, 28). Из этих трёх видов [призыва Господа в нужде], хотя первые два, кажется, имеют лучшее начало, мы обнаруживаем, что даже и в третьем (о котором говорит псалмопевец), хотя он представляется более низким, бывали люди, совершенные и пылающие духом, похожие на тех, которые имели превосходное начало в служении Господу и остаток своей жизни провели в похвальном рвении о духе. Сходным образом, есть многие, начинавшие прохладно и упавшие с высокой ступени, а часто и закончившие предосудительно. И так как не было для них преградой то, что они, похоже, обратились не по собственной воле, а силой необходимости, а благость Господа давала им возможность почувствовать угрызения совести, то их обращение не принесло им пользы, потому что они не стремились остаток дней прожить соответствующим образом.
Собеседования.
Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова
Каким образом Гофониил и брат Халеву, и сын Кенеза, тогда как Халев был сын Иефонии? Вероятно и то, что Иефония имел два имени, и назывался еще Кенезом. Вероятно и то, что Гофониил и Халев были от разных отцев, но от одной матери, и Халев имел отцем Иефонию, по смерти же Иефонии матерь его вступила в супружество с Кенезом, и родила Гофониила. А что городом фиников назван Иерихон, показывает это история Еглома. Ибо сказано: «и иде Еглом, и порази сынов израилевых, и взя град финическ» (Суд. 3:13); и чрез несколько слов: «и Еглом обратися от идол, иже в Галгалех, и рече Аод Еглому: слово мне есть к тебе тайно царю» (Суд. 3:19). Но Галгалы недалеко от Иерихона. Железо ножа писатель назвал пламенем [В слав. тексте переведено: острие.]) (φλοξ), а рукоять – мечем (παραξιφος). Ибо говорится следующее: «и извлече нож, иже над стегном его десным, и вонзе во чрево Егломово: и втисне и рукоять за острием, и заключи тук мечь» (Суд. 3:21–22).
Толкование на книгу Судей.
Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова
[Писание] называет спасителем Гофониила, который переводится как «время Божие для меня». Итак, этот Гофониил избавил тот прежний народ от унизительного рабства, и народу был возвращен мир, который был отнят за прежнюю гордыню и различные преступления народа. Но поскольку мы уже сказали, что под неким духовным царем и князем враждебных и господствующих в воздухе сил может пониматься Хусарсафем, мне кажется вполне последовательным, что этот Гофониил, который был воздвигнут для освобождения народа, есть один из небесного воинства и множества архангелов, которые посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14). И эти ангелы суть спасители, которые обозначаются под видом Гофониила и Аода, потому что, как мы не раз показывали, на нас не только нападают враждебные силы, но Господом посылаются нам на помощь и добрые божественные силы.
Гомилии на Книгу Судей.
Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова
Когда израильтяне, притесняемые Xусарсафемом, обратились к Господу, тогда Господь воздвиг им избавителя в лице Гофониила, сына Кеназа. Ср. о Гофонииле Нав. 15:17; Суд. 1:13.
Толковая Библия.