Толкования на Суд. 6:36

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 36-40 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса

И хотя Гедеон был твёрд и мужествен, он всё же испрашивал свидетельств победы от Господа, говоря: Если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты (Суд. 6:36-37). И стало так. После того он просил, чтобы роса выпала по всей земле и только шерсть осталась сухой; и случилось так. Роса на шерсти означала веру в Иудее, ибо слова Божьи сходят как роса; потому и Моисей говорит: Польётся как дождь учение мое, как роса речь моя (Втор. 32:2). Итак, когда весь мир был иссушен бесплодной засухой языческих суеверий, тогда роса небесного посещения была на стриженой шерсти, то есть в Иудее.

Однако после того, как погибшие овцы дома Израилева (Мф. 15:24) (и шерсть, я думаю, является их образом) отвергли источник живой воды, роса веры высохла в сердцах иудеев, и тогда этот Божественный поток направил русло своё к сердцам язычников. Поэтому весь мир теперь орошён росою веры, а иудеи потеряли и пророков и советников своих. Не удивительно, что они пребывают в засухе неверия, потому что Господь лишил их плодоносных дождей пророков, сказав: И повелю облакам не проливать на него дождя (Ис. 5:6). А дождь облака пророчеств спасителен, как сказано Давидом: Он сойдёт, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю (Пс. 71:6). Все священные книги мира говорили об этом дожде, который оросит землю с приходом нашего Господа и Спасителя росой Духа Божьего. И вот, роса уже выпала, и дождь пролился; Господь пришёл и принёс с Собой небесные ливни. Мы, прежде жаждавшие, теперь пьём, вбирая в себя Дух Божий.

Проповеди.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 36-40 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса

Кто-то, возможно, спросит, не кажется ли, что Гедеону не хватает веры, ведь после получения указаний посредством множества знаков он просит еще. Но как может показаться, что он сомневается или имеет недостаток веры, если он спрашивает мистически? Он не сомневался, а был осторожен, чтобы и мы не сомневались. Ибо как может быть полон сомнениями человек, чья молитва была действенной? И как он мог начать сражение без страха, если бы не понял послание Господа? Ибо роса на овечьей шерсти означала веру среди иудеев, потому что слова Бога снизошли как роса.

…Не без причины положил он овечью шерсть не на поле, не на луг, а на пол гумна, где находился урожай пшеницы: Жатвы много, а делателей мало (Лк. 10:2); потому что только верой в Бога урожай обилен на добродетели.

…И опять, не без причины он выжал шерсть иудеев и собрал росу в чашу, дабы она наполнилась водой, но сам он не омыл ноги росой. Исключительное право такого таинства должно принадлежать Другому. [Это было время] ожидания Того, Кто один лишь мог смыть грязь всех. Гедеон не был столь велик, чтобы требовать этого таинства для себя, но: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф. 20:28). Итак, будем знать, кому эти таинства надлежало исполнить. Не святому Гедеону, ибо это было только начало. Но язычники были побеждены, ибо сушь лежала на язычниках, в то время как Израиль победил, потому что роса осталась на шерсти.

Давайте теперь обратимся к святому Евангелию. Я вижу, как Господь мой снимает с Себя одеяния, перепоясывается полотном, льет воду в умывальницу и омывает ноги Своих учеников. Божественной росой была та вода, и здесь предсказано, что Господь Иисус омоет ноги своим ученикам этой небесной росой.

О Святом Духе.


В этой старой истории раскрывается таинство: святой Гедеон, воин мистического сражения, получая залог будущей победы, узнаёт духовный символ в том, что увидел его ум, - что дождь был росой Божественного слова, которая сначала упала на шерсть, когда вся земля была иссушена непрерывной засухой, а по второму знаку земля увлажнилась ливнем, в то время как шерсть осталась сухой.

О вдовах.

Свт. Максим Туринский

Ст. 36-40 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса

Итак, мы справедливо сравниваем Марию с руном: она так зачала Господа, что приняла Его всем своим телом; и не терпела разрыва этого тела, но мягка была для послушания и тверда для святости. Справедливо, говорю я, Мария сравнивается с руном, ибо из её плода сплетаются спасительные одежды для народов. Ясно, Мария есть руно, ибо из её нежного чрева вышел Агнец, Который и Сам, нося материнское руно (то есть плоть), покрывает раны всех народов мягким руном. Ведь всякая рана греха покрывается руном Христа, омывается кровью Христа и, дабы наступило исцеление, облекается в одеяние Христа.

Проповеди.

Блж. Августин

Ст. 36-40 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса

И вот что говорится в Писании (о том, как закон и милость Божия соотносятся с человеческой природой): Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки (Рим. 3:20, 21). Когда он утверждает, что явилась правда, то дает понять, что она существовала, но была подобна испрошенной Гедеоном росе, которая прежде была незаметна на шерсти и вот теперь стала видна на всей земле (Суд. 6:36-39).

Поскольку закон без благодати мог не уничтожить, а скорее, усилить грех, прочтем: жало же смерти - грех; а сила греха - закон (1 Кор. 15:56). И многие, спасаясь от лица возведенного на престол греха, обращаются в поисках убежища к благодати, ныне лежащей на всей земле, но тогда лишь немногие обращались к ней, в то время незаметной, словно на шерсти. Воистину это разделение времен принадлежит вершинам богатейшей Божественной премудрости и глубинам ведения Божия, о которых сказано: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33).

Послания.


Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю (Пс. 71:6). Он здесь упоминает и напоминает нам о том, что действия, которые совершал судья Гедеон, были в ознаменование, и цель им - Христос. Он обратился к Господу за знамением и попросил сначала того, чтобы роса была только на шерсти, а на всей земле было сухо; и еще раз, чтобы было сухо на одной только шерсти, а на всей земле была роса; и было так. Эта сухая овечья шерсть, которая лежала на земле посреди всего мира, означала прежний народ Израиля. И в этой связи Христос сошел как дождь на шерсть, в то время как земля оставалась сухой; поэтому Он, как известно, сказал [в ответ]: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:24). И там [в доме Израилевом] нашел себе Мать и принял [плотский] облик раба, в котором явился человечеству. И здесь послал Иисус двенадцать и заповедал им, говоря: На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10:5-6).

Когда же Он говорил: «Идите прежде всего к тем [чадам] дома Израилева», то имел в виду, что позднее, когда придет время выпасть росе на всю землю, [ученикам Его] предстоит идти к погибшим овцам, которые не из бывшего дома Израилева. О них говорит: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10:16). Поэтому апостол говорит: Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам (Рим. 15:8). И в том случае роса была лишь на шерсти, а на всей земле было сухо. Имея в виду это, апостол продолжает: А для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками, и буду петь имени Твоему (Рим. 15:9). Дабы со временем исполнилось то, что Он говорит устами пророка: Ты… поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне (Пс. 17:44-45).

И мы видим теперь, что остался сухим без росы благодати Христа народ иудеев; тогда как на все народы всего мира снисходит дождь благодати христианской. И здесь другими словами он обозначил тот самый дождь, говоря: капли росы. И что же такое дождь, как не капли росы? Я полагаю, что здесь тот народ [иудеев] обозначен как шерсть либо потому, что ему суждено было быть остриженным от авторитета учения, подобно тому как с овцы состригается шерсть; либо потому, что он скрывал дождь в потайном месте, так как не хотел, чтобы проповедовалось учение крайней плоти, то есть чтобы оно открылось необрезанным народам.

…Что же знаменовало собой руно Гедеона? Так народ иудейский в центре мира, который имел благодать таинств, воистину, не как явленную правду, но сокрытую под завесой тайны, подобно дождевым каплям в шерстяном покрове. И пришло время выжать дождевую росу из шерсти, и вот явилась правда открыто на всей земле - более не затворена. [Христос один есть влага росы]. И Его одного ты не узнаешь в Писании, Того, о Ком и ради Кого было записано Священное Писание. Но свершилось то, что сказано: Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих (Пс. 137:4).

Толкование на Псалмы.


Один из праведных мужей древности Гедеон испрашивал у Господа знамение во второй раз следующими словами: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды (Суд. 6:36-38). Ибо Бог смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). И вы хорошо знаете, что делал Господь Своим ученикам в умывальнице.

И вновь обратился Гедеон к Господу за знамением: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса (Суд. 6:39-40). Обратите внимание на то, что в ветхозаветные времена благодать была спрятана словно дождь в облаке, как роса в шерсти. Обратите теперь внимание на время Нового Завета. Если иметь в виду народ иудеев, то он теперь подобен сухой шерсти, в то время как весь мир уподобился сегодня «всей земле» и наполнился благодатью открытой, незатворенной. И поэтому мы сегодня вынуждены оплакивать тот факт, что они выступают против росы откровенной благодати, не сокрытой более в шерсти.

Впрочем, да простится иудеям. Но что сказать о христианах? По какой причине вы выступаете врагами благодати Христа? Отчего полагаетесь только на себя? Отчего вам быть неблагодарными? Зачем приходил Христос? Не было ли здесь раньше природы [человеческой], которую вы только обманываете, чрезмерно расточая похвалы? Не было ли здесь закона? Но апостол говорит: а если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2:21). То, что апостол говорит здесь о законе, мы говорим о природе, имея в виду этих людей: а если природой оправдание, то Христос напрасно умер.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 36-40 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса

Правда Божия есть Христос, правда Господа достигает облаков. Облака - это апостолы и пророки; и им повелено не пролиться дождём над Израилем. И это соответствует истории, как она изложена в книге Судей, когда говорится, что шерсть осталась сухой, а на весь остальной мир пролился дождь. Сие означает, что в Израиле засуха, а во всём мире идёт дождь.

Трактат на Псалмы.

Ориген

Ст. 36-40 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса

Ныне же давайте посмотрим, почему при первом знамении роса выпала на клоки шерсти, а на всей земле было сухо, а при втором знамении роса выпала на всю землю, а шерсть была сухой, из чего Гедеон удостоверился, что Господь спасет Израиль его рукою. Значение этой тайны следует созерцать в одной из наших предшествующих книг, в которой народ Израиля, насколько я помню, назван шерстяным руном, остальной землей - остальные племена, а роса, выпавшая на шерсть, означает слово Божие, которое было даровано с неба только тому народу. Ибо только на Израиль выпала роса Божественного законодательства, тогда как все [остальные народы] оставались сухими, потому что никто из них не был орошен влагой Божественного речения.

А значение второго знамения, обратного первому, когда [Гедеон] попросил, чтобы роса сошла на всю землю, а шерсть осталась сухой, имеет такой смысл. Посмотри на этот народ, который собран из [разных] народов по всей земле и ныне имеет в себе божественную росу; посмотри, что он напоен росою Моисея и орошен пророческими письменами; посмотри, что он зеленеет от евангельской и апостольской влаги. А та шерсть, то есть иудейский народ, страдает от сухости и безводия Божьего слова, согласно которому написано: Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без пророка; не будет жертвенника, жертвы и приношения (Ос. 3:4). Ты видишь, какая сухость пребывает у них, какое случается безводье божественного слова <…>.

Ибо, когда я не раз читал про себя семьдесят первый псалом, он побуждал меня к этому выводу, потому что, описывая пришествие Христово, он предсказывает Его пришествие как нисхождение дождя на шерсть и капающих капель на землю. Здесь упоминается шерсть, шерсть описывается и в псалме. Ведь Он сойдет как дождь на шерсть. Следовательно, наш Господь Иисус Христос нисходит на ту шерсть народа обрезания и нисходит, как капающие капли, на остальную землю, орошая нас и принося нам, язычникам, капли небесной росы, чтобы пили и мы, которые были иссушены сушью по всей земле.

Гомилии на Книгу Судей.

Лопухин А.П.

И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты

См. Толкование на Суд. 6:32