Толкования на Суд. 7:5

Прп. Максим Исповедник

Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить

См. Толкование на Суд. 6:1

Блж. Августин

Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить

Псы суть [твари], достойные одобрения, не презрения. Они верно служат своему хозяину и уже лаем своим охраняют дом его от врагов. И сказано в шестьдесят седьмом псалме о «псах твоих», которые погрузили язык свой в крови врагов (Пс. 67:24). И не случайно не зубы их восхваляются, а язык. И было не без цели, но в знак великого таинства то, что сказал Господь Гедеону взять с собою только тех триста лакавших воду, как лакает пес. И таковых, лакавших ртом своим с руки, было числом триста человек из всего народа. И в этом есть знамение креста, поскольку буквой Т («тау») в греческой записи обозначается число «триста».

Толкование на Псалмы.


Не всегда упоминание псов должно восприниматься в дурном смысле. В противном случае пророк не стал бы винить псов: Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать (Ис. 56:10). Вне сомнения, названные псы были бы достойны похвалы, когда бы умели лаять и были бдительны. И, разумеется, триста лакавших с руки человек - число священное, согласно букве креста. Иначе оно не было бы выбрано для победы лакающих воду, когда бы только оно не отсылало к великому таинству. Хорошие псы сторожат и лают, чтобы охранить свой дом и своего хозяина, его стадо и пастуха. И наконец, даже здесь в славословиях церковных, включающих извлечение из пророчества, упоминается язык псов, а не их зубы.

Послания.

Блж. Феодорит Кирский

Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить

Почему Бог повелел ополчиться на брань тем одним, которые, подобно псу, локали воду? Причину сему открыл Сам Владыка Бог. Ибо говорит: «мнози людие, иже с тобою, сего ради не предам Мадиама в руку их, да не когда похвалится Израиль на Мя, глаголя: рука моя спасе мя» (Суд. 7:2), Посему, когда большая часть людей были отпущены, оставшихся повелел Бог привести к реке; потом, когда и из сих весьма многие припали на колена и тотчас напились, триста же человек не сделали сего по лености, но горстью подносили к устам воду, сих одних, как недеятельных и нерадивых, повелел Бог вести на сопротивников, чтобы для всех соделалась явною Божия помощь. Так чрез двенадцать рыбарей и мытарей и чрез одного скинотворца сокрушил Господь полчище демонов, и спас человеческий род. Посему-то Пророк Исаия сравнивал одно с другим, и говорил: «жезл бо непокаряющихся рассыпа Господь, якоже в день, иже на Мадиама» (Ис. 9:4). Как здесь употребил безоружных воинов, которые в левой руке несли свещи, сокрытые в сосудах, а в правой – трубы; так и священных Апостолов послал во вселенную безоружными с свещею чудес и с трубою проповеди.

Толкование на книгу Судей.

Беда Достопочтенный

Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить

Мы говорим о трехстах, поскольку это число обозначается в греческом письме буквой Т (тау), которая пишется в форме креста и наиболее подобающим образом обозначает образ тех, кто не ищет себе иной славы и гордости как разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). Поэтому судья Гедеон по воле и с помощью Господа с тремястами мужами разбил бесчисленное войско мадианитян, наставляя нас в образе, что с верой в крест Господень мы победим наших противников в войне, ведомой против нас этим миром и нашими собственными пороками.

Комментарии на начальные главы Бытия.

Лопухин А.П.

Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить

См. Толкование на Суд. 7:2