Толкования на Тов. 3:16

Свт. Григорий Двоеслов

И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих

[Духи Небесные] еще называются и частными именами для обозначения словами того, что они могут совершать на деле. Ибо в оном святом граде, полном совершенного ведения о видении Всемогущего Бога, собственные имена даются не для того, чтобы нельзя было знать их лица без имен; но когда они приходят к нам для какого-либо служения, тогда у нас носят имена по служениям.

Ибо Михаил значит: кто яко Бог, а Гавриил - мужество Божие; Рафаил же - врачевство Божие… А Рафаил значит, как сказали мы, врачевство Божие именно потому, что когда он прикоснулся к очам Товии, как бы по обязанности врачевания, тогда прогнал мрак слепоты его. Следовательно, тому, кто посылается для врачевания, прилично называться именно врачевством Божиим.

Беседа 34, говоренная к народу в храме блаженных Иоанна и Павла в третий воскресный день по Пятидесятнице.

Свт. Димитрий Ростовский

И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих

Так молитва обоих этих лиц, – старого Товии в Ниневии, в городе ассирийском, и девы Сарры в Рагах, в городе мидийском, – молившихся Богу в одно время на далеком расстоянии друг от друга, – была услышана пред Престолом Божиим, как сказано и в Писании: «И в это время услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога». Послушаем, не просто говорит Писание: «Услышал Бог молитвы обоих», но: «услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога». Славу Вышнего Бога, непостижимую для нашего малого ума, мы можем отчасти постигнуть, рассуждая по-человечески, из предстояния всех небесных чинов, подобно тому, как и о земных царях говорят, что они сидят во славе, не тогда, когда находятся наедине во внутренних палатах, но тогда, когда они сидят на престоле царском, окруженные князьями, боярами и прочими людьми различных чинов, начальниками, оружейниками и множеством воинов. Только тогда говорят, что царь сидит во славе. Слава же Вышнего Бога на небе – это предстояние Ему тысячами тысяч и тьмами тем всех небесных чинов – Херувимов, Серафимов шестикрылых, многоочитых. Писание же не говорит: «Услышал Бог молитвы», – потому что несомненно, что Сам Бог слышит молитву каждого, не только произносимую устами или производимую гортанью, но и творимую сердцем, в молчании, одним только помыслом, слышит без донесения Ему, без возвещения, как «испытывающий сердца и утробы» (Пс. 7:10). Слава же Его небесная, то есть предстоящие Ему небесные чины, не такие всевидцы и всеслышцы, как Сам Бог, и потому им необходимы (так сказать) доношения, доклады и возвещения. И когда услышаны были молитвы Товии и Сарры «пред славою Вышнего Бога», то есть предстоящими Престолу Божию небесными чинами, то услышаны были не иначе, как потому, что были донесены, доложены, возвещены. Кто же донес их? Послушаем, что говорит Ангел Рафаил старому Товии: «Когда ты молился со слезами, я принес молитву твою ко Господу Богу, и приятна она была пред Ним» (Тов. 12:12, см. толкование там).

Поучение первое на Собор Архистратига Михаила, месяца ноября, в 8 день.

Блж. Иероним Стридонский

И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих

А когда необходимо бывает врачевание и исцеление, тогда посылается Рафаил, который означает попечение или врачевание, если только угодно кому-либо принимать книгу Товита.

Толкование на книгу пророка Даниила, 8.

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 И услы­шана была молитва обо­их пред славою великого Бога, и по­слан был Рафаил исцелить обо­их: снять бельма у Товита и Сарру, дочь Рагуилову, дать в жену Товии, сыну Товитову, связав Асмодея, злого духа; ибо Товии пред­назначено наследо­вать ее.- И в одно и то же время Товит, по воз­враще­нии, вошел в дом свой, а Сарра, дочь Рагуилова, сошла с горницы своей.

Молитва обоих была услышана, и послан был для спасения их Ангел Рафаил

Молитва обоих страдальцев, Товита и Сарры, была услышана. В принятом греч. текст LXX и слав. в ст. 16 ошибочно читается ενώπιον τής δόξης τού μεγάλου Ραφαήλ καί απεστάλη — «и услыша Господь молитву обоих, пред славою великаго Рафаила, и послан бе…». Но в код 64, 243, 248, в Комплют. и Альд. изд., равно как и в Синайском списке, после μεγάλου стоит Θεού, и союз και стоит пред Ραφαήλ или пред απεστάλη. Русск. синод, перевод правильно передает мысль подлинного текста. Имя ангела Рафаила, как одного из высших семи ангелов, предстоящих пред Богом (Тов XII:15), встречается только в книге Товита и позднее — в так называемой книге Еноха (гл. IX:1; X:4; XX:3; XL:9) (см. Das Buch Henoch, ubers und erklart von A. Dillmann и — «Книга Еноха Историко-критическое исследование, русский пер. и объяснение апокрифической книги Еноха». (Казань, 1886). проф. прот. А. В. Смирнова). Допленная библейская письменность не знает имен ангелов. Только в книге пророка Даниила (гл. VIII, IX, X, XII) впервые упоминается два имени ангелов — Гавриил и Михаил. Как эти два имени, будучи собственными именами, имеют, однако, по смыслу своему, нарицательное значение — выражают разные стороны отношения ангелов к Богу, миру и людям (см. у А. Глаголева. Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 361–377), так и имя Рафаила, происходя от евр. «рафа», исцелять, врачевать, и «эл», Бог, указывает на ту миссию, для выполнения которой Рафаил был послан Богом на землю (III:17; XII:14), именно на исцеление (ίασασθαι) (ст. 17) или избавление Товита от слепоты, Сарры от тех душевных недугов или страданий, которые причинял ей демон. И в книге Еноха (гл. XL:9) Рафаилу приписывается врачевание, как поставленному над всеми болезнями и над всеми ранами сынов человеческих. Но в кн. Еноха представление об ангеле Рафаиле смешивается с позднейшими ангелологическими воззрениями иудейства, в книге же Товита сохранено чистое библейское учение об ангелах, с присоединением некоторых подробностей касательно внешнего явления их на земле (гл. V:4 сл.) и положение Рафаила в небесной иерархии (XII:15). См. у А. Глаголева. Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 407–410, и у проф. Дроздова, с. 368–381.

Толковая Библия.