Толкования на Втор. 10:17

Мч. Иустин Философ

ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров

Это слово пророки часто употребляют и говорят: Бог твой есть Бог богов и Господь господ, прибавляя неоднократно, что Он великий, сильный и страшный. Так говорится не в том смысле, чтобы они действительно были боги, но Писание дает разуметь, что один только истинный Бог, все сотворивший, есть Господь мнимых богов и владык; и чтобы показать это, Дух Святой сказал через святого Давида: боги народов, то есть которые почитаются за богов, - суть идолы демонов, а не боги (Пс 95:5). И Он присовокупляет проклятие тем, которые делают их и поклоняются им.

Беседа с Трифоном - иудеем.

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия в праздник Трех Вселенских Святителей (30-го января), во дни памяти Вселенских Соборов и в Неделю Святых Отец (в декабре пред Рождеством Христовым) (Втор. 10:14–21). Эта паримия содержит речь Моисея, в которой он увещавает Израильтян памятовать любовь к ним Господа и предостерегает от неверности Ему.

Ибо Господь Бог ваш, сей Бог богов и Господь господей, Бог великий и крепкий и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар

Изложенное в предшествующем стихе увещание – соблюдать верность и покорность Господу – Моисей подкрепляет напоминанием о величии Господа. Сыны Израиля должны помнить, что Господь Бог их есть Бог богов, – Бог над богами, т.е. неизмеримо выше всего, что у людей известно под именем богов, – мнимые ли то боги язычников, или в несобственном смысле именуемые богами власти земные (Пс. 81:1–2). – Он есть Господь господей, пред Ним рабски преклоняются господства, начала и власти, словом все Силы небесные, служащие орудиями владычества Бога Вседержителя над тварями, – и все власти земные, даже враждебные Ему, но побеждаемые и смиряемые Его гневом. – Он есть Бог великий, – и величию Его по внутренним совершенствам и внешним делам творения и промышления о мире нет предела, крепкий, – могущественный, так что Его всемогущей силе никакая сотворенная сила противиться не может, – и страшный не только для врагов, но и для верных Ему слуг, с трепетом предстоящих престолу Его на небесах, – Он не дивится лицу. Он есть праведный Судия, Который судит беспристрастно, не увлекаясь впечатлениями, какие на обыкновенных судей производит лице или наружность подсудимого. Он зрит самое сердце его, проникает в сокровенные помыслы и сердечныя движения, так что ни виновный от Него не утаится, ни правый не останется виноватым. – Он не вземлет дар, – Его, как беспристрастного Судию и Мздовоздаятеля, нельзя задобрить или подкупить подарками, за которые кривят совестью обыкновенные судьи. Самые жертвы которые приносятся Богу, хотя называются дарами Ему (Пс. 75:12), в собственном смысле не суть дары, потому что все, что приносится в жертву Богу, принадлежит Ему как Творцу и Владыке всяческих (Пс. 49:10–11). Ему однако угодно принимать от людей жертвы и взирать на них, как на дары Ему, единственно по милосердию к людям, которым в жертвах Он указал средство умилостивлять Его, благодарить Его, выражать любовь к Нему и преданность. Но если приятны Ему эти дары от людей благочестивых, то не благоволит Он к жертвам нечестивых. Как бы ни были многочисленны и богаты жертвы от нечестивых, Он не вземлет от них этот дар, и не умилостивляется, а только прогневляется таким даром. Беззаконник, жряй Ми тельца, яко убиваяй пса, и приносяй семидал, яко кровь свиную (Ис. 66:3).

Толкование на паремии из книги Второзакония.