Толкования на Втор. 10:21

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия в праздник Трех Вселенских Святителей (30-го января), во дни памяти Вселенских Соборов и в Неделю Святых Отец (в декабре пред Рождеством Христовым) (Втор. 10:14–21). Эта паримия содержит речь Моисея, в которой он увещавает Израильтян памятовать любовь к ним Господа и предостерегает от неверности Ему.

Той хвала твоя и Той Бог твой, Иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои

Той хвала твоя. Народ Израильский, имеющий счастие знать единого истинного Бога, должен больше всего на свете ценить это счастье. Истинный Бог, чтимый сынами Израиля, поставил Себя в такое близкое отношение к ним, что никто больше их не имеет побуждений хвалить и славословить Его пред лицем Его и пред людьми неведущими Его, и что ничем больше они не должны хвалиться, как только верою в истинного Бога, и никакой другой славы себе не искать, кроме славы чтителей Его. – И той Бог твой. Он есть Бог всех народов, знающих и незнающих Его, как Творец и Владыка вселенной, но преимущественно Он есть Бог твой, Израиль, ибо сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои, – для тебя и на твоих глазах. Он совершил дела всемогущества в Египте и на пути из Египта, и ими прославил Себя не только пред тобою, но и пред окрестными народами, одним слухом о сих делах приведенными в страх и трепет (Исх. 15:14 и д.).

Рассмотренная паримия положена на праздник в честь трех Вселенских Святителей для напоминания чтущим их, что чествование сих Святителей может быть правильным и богоугодным только в соединении с прославлением Господа, совершившего чрез них великая и славная для святой Своей Церкви, что как ни велики заслуги их для Церкви Вселенской, не надо забывать в них качество смиренных слуг Божиих, и чествуя их, помнить заповедь содержащуюся в паримии на праздник их: Господа Бога твоего да убоишися и Тому единому послужиши. Это, конечно, надобно помнить при чествовании всякого угодника Божия, но преимущественно при праздновании в честь трех святителей, которое установлено для того, чтобы прекратить споры о их достоинствах, о том, кто из них выше по достоинству. Споры эти показывали в споривших пристрастие к личности одного Святителя с уничижением пред ним других. Каждый из трех великих святителей имел горячих поклонников, и была опасность, что чествование любимого Святителя могло дойти до крайности, затмить в них мысль о поклонении и служении единому истинному Богу. – На каком основании та же паримия положена в службе во дни памяти Вселенских Соборов? Вероятно, на основании сходства побуждений, по которым учение об основных истинах веры с достаточною точностью и полнотою определено в паримии и в деяниях соборных. Сходство заключается в том, что как в ветхозаветной Церкви точным и полным учением о едином истинном Боге надлежало оградить избранный народ от языческих суеверий, так и в новозаветной Церкви по поводу еретических лжеучений, ниспровергавших или искажавших православное учение об истинах веры, нужно было раскрыть эти истины с такою ясностью и полнотою, чтобы всякий мог видеть противоположность истины заблуждению и утверждался в ней. Эта задача и была исполнена отцами Вселенских Соборов. – Почему рассмотренную паримию положено читать в неделю отец, предков Иисуса Христа по плоти, ближайшую к празднику Рождества Христова? Вероятно, потому, что в этой паримии с особенною силою выражена мысль о той чрезвычайной милости Божией к сынам Израиля, по которой они одни удостоились преимущества сделаться народом Божиим, или народом избранным. Можно думать, что творцы церковного устава, приурочивая паримию к помянутой службе, имели в виду связь этой мысли с мыслью о предках Иисуса Христа по плоти. Связь понятная: цель избрания из среды всех народов одного состояла в том, чтобы воспитать в этом народе то племя, из которого надлежало произойти обетованному Спасителю, Чаянию всех народов.

Толкование на паремии из книги Второзакония.