Толкования на Втор. 11:14

Флавий Патерий

то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой

Что в этом месте мы будем понимать как дождь, как не слова святой проповеди? Понимаем это как сказанное о святых учителях, занимающихся проповедью в Иудее, ибо о них написано: И повелю облакам не проливать на него дождя (Ис 5:6). Словом их святой проповеди мы орошаемся, когда с истинным смирением познаем сухость нашего сердца. Поэтому верно говорит Псалмопевец: душа моя к Тебе, как жаждущая земля (Пс 142:6). Впитывать это струящееся учение побуждает нас пророк, говоря: Жаждущие, идите все к водам (Ис 55:1). И мы, на исходе мира воспринимая слова святой проповеди, как будто орошаемся поздним дождем. Конечно, это проповедь о том позднем дожде, из которого пришел к нам в таинстве Тот, Кто говорил устами псалмопевца: Воздеяние рук моих как жертва вечерняя (Пс 140:2). Ведь Искупитель наш в конце мира испытал силу преследующих и Сам Себя предал в жертву вечернюю. Стало быть, народу, устремляющемуся в землю обетования, в качестве дара обещан дождь благовременный и поздний, что, как мы уже видели, совершилось духовно. Итак, дождь благовременный Он дал, когда сперва даровал избранным Своим знание Закона, а поздний дождь ниспослал, когда соделал так, что в последние дни было проповедано таинство Его воплощения.

Изъяснение Ветхого и Нового Заветов

Лопухин А.П.

то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты оберешь хлеб твой и вино твое и елей твой

Под именем «дождя раннего» разумеется осенний (в начале еврейского гражданского года) дождь, необходимый для всходов; под именем «дождя позднего» — весенний, способствующий наливанию зерна и плодов.