Толкования на Втор. 26:18

Свт. Климент Александрийский

и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его

См. Толкование на Втор. 26:17

Свт. Филарет (Дроздов)

и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его

Сие изречение книги Второзакония, во-первых, вразумляет нас, что обязанность «быть …святыми» соединена, и почти тождественна, с обязанностию «исполнять все заповеди Божии»; и что исполнение заповедей Божиих есть путь к святости; во-вторых, показывает, что еще в ветхозаветной Церкви все члены ее вообще Самим Богом и законом Его призваны были подвизаться во исполнении всех заповедей Божиих даже до того, чтобы достигать святости. И конечно, не было сие не удобно для них: потому что премудрости Божией не свойственно требовать неисполнимого. Поелику же Христос пришел «не …разорить» древний «закон, …но исполнить» (Мф. 5:17); дал нам новый завет совершеннейший ветхого, который был только «сень …грядущих благ» (Евр. 10:1); посредством веры «подал нам» новые «Божественныя силы, …яже к животу и благочестию» (2 Пет. 1:3): то на нас с новою силою падает обязанность, а с тем вместе даровано нам и преимущественное удобство, в силе веры [В рукоп. автора прежде сих слов не было.] подвизаться в исполнении заповедей Божиих до того, чтобы достигать святости.

После сего подумайте, в какое противоречие со словом Божиим поставили бы мы себя, и какой сами о себе сделали бы приговор, если бы, под предлогом неудобства, отказались от подражания святым, и от стремления к святости: мы поставили бы себя не только ниже совершенства новозаветного, но и ниже несовершенства ветхозаветного; мы низвели бы себя далеко ниже имени и достоинства христианского.

Беседа в день памяти Святителя Алексия (Говорена в Чуд. мон. февраля 12-го; напечатана в Твор. Св. Отц. в 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год