Толкования на Втор. 32:2

Свт. Кесарий Арелатский

Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву

Вот каков дождь, который дается исключительно святым, у а грешников отнимается. Ибо дождь есть Слово Божие, однако такому дождю приобщаются только праведные. Те же, кто в действительности любит мир, гордецы или утопающие в роскоши или вожделении, даже если им будет дан дождь Слова Божия, не желают его принять. Почему так? Потому что не желают испытывать ни голода, ни жажды правды, ведь опьяняемые нечистотами роскоши не заслуживают быть омытыми дождем Слова Божьего.

Проповеди.

Прп. Максим Исповедник

Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву

Слово Божие есть и называется росой, водой, источником и рекой, как это написано; Оно есть и становится всем этим соответственно подлежащей силе воспринимающих. Для одних [Слово Божие] есть роса, гасящая возгорание и действие страстей, прилагающихся извне к телу. Для других, чьи внутренности опаляются ядом порока, Оно есть вода, которая не только упраздняет действие этого порока, но и сообщает животворящую силу для благобытия. [Для третьих], обладающих неиссякающим и бьющим ключом навыком в созерцании, Слово Божие, как Податель мудрости, есть источник. Наконец, Оно есть река (Сир. 24:28-29) для тех, кто изливает благочестивое, правое, спасительное и подобное реке научение, обильно напояющее как людей, так и скотов, зверей и растения. И это для того, чтобы люди обоживались, возносимые мыслями, изреченными [в Писании]; уподобившиеся скотам через страсти вновь возвращали бы себе естественную разумность, опять приобретая человеческий облик благодаря точному исполнению способов добродетели; уподобившиеся зверям через дурные навыки и злодеяния возвращались бы к кротости [своего] естества, облагораживаясь благодаря благотворному и мягкому увещанию; а бывшие нечувствительными к [духовным] благам наподобие растений увлажнялись бы через погружение в глубину Слова [Божиего], обретали бы чувство для [духовного] плодородия и силу, питающую их, а [тем самым воспринимали бы] и качество Слова Божиего.

Главы о богословии.

Ориген

да чает­ся яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мо­и, яко туча на троскот и яко иней на сено

Итак, давайте поищем в Писаниях, что есть «дождь», который дается только святым и о котором дано повеление облакам: не проливать дождя на неправедных. И что это за «дождь» - этому нас научит законодатель Моисей, ибо он сам говорит во Второзаконии: «Внимай, небо, я буду говорить, и слушай, земля слова уст моих, будут ждать, как дождя, речи моей».. Неужели это мои слова? Неужели мы, неистовствуя, изменим риторскими доказательствами значение Божественного Закона? Разве не Моисей - тот, кто говорит, что речь его - «дождь»? «Будут ждать, - говорит он, - как дождя речи моей, и снидут, как роса, слова мои, как ливень на траву и как снег на сено».

Гомилии на Книгу Левит.

Лопухин А.П.

Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву

Сравнения, указывающие на благотворность внимательного отношения к последующим словам пророка.