Толкования на Втор. 32:13

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 13-14 воз­веде я на силу земли, насыти их жит селных: ссаша мед из камене и елей от­ тверда камене, масло кравие и млеко овчее с туком агнчим и овним сынов юнчих и козлих, с туком пшеничным, и кровь гроздову пияху вино

Сделал, что ссаша мед из камене Сим означается такое плодородие и обилие земли, что, по множеству пчел, мед тек из каменных скал. По изъяснению других сие означало, что питие, истекавшее из камене, для всякого было тем, чего хотелось ему; кто хотел меда, для того было медом, а для другого было елеем, для иного же маслом кравиим или туком пшеничным. Таинственно же означало сие Христа. Он истинный краеугольный камень, для целого мира источник жизни, для всякого, приходящего к Нему, Он есть, чего желает каждый, для одного свет, для другого дверь, для иного путь, для иного же Премудрость. Он есть для всякого все и всякому на пользу.

И елей от камене тверда. И здесь елеем именует Моисей, или сладкие воды, изведенные из каменной горы, или манну, имевшую вкус муки пряжены с елеем (Числ.11:8), или плоды маслин, растущих на горах, и после благословения соделавшихся еще более плодоносными.

Толкование на книгу Второзаконие.

Флавий Патерий

Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы

Ничего подобного мы не находим в истории, перечитай последовательно хоть весь Ветхий Завет. Нигде от камня мед или елей народ не вкушал. Но поскольку, по словам Павла, камень был Христос (1 Кор 10:4), то вкушали мед из камня те, кто видел деяния и чудеса нашего Спасителя. Елей же вкусили от твердой скалы, когда удостоились быть помазанными помазанием Святого Духа после Его воскресения. Ибо как в твердой скале Он дал мед, так же произошло, когда Господь, прежде смертный, явил Своим ученикам сладость Своих чудес. Твердая скала источила елей, потому что после Своего воскресения Он, став уже нечувствительным к страданиям, через нашествие Духа, ниспослал дар святого помазания. Об этом елее Он говорит чрез пророка: Распадется ярмо от тука (Ис 10:27), ибо мы содержались под ярмом демонского владычества, но были помазаны елеем Духа Святого, и, поскольку нас коснулась благодать свободы, ярмо демонского владычества распалось.

Изъяснение Ветхого и Нового Заветов.

Лопухин А.П.

Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы

«Вознес его на высоту земли», т. е. возводил на высокие горы.

«Питал его медом из камня», т. е. медом, который в безлесных местностях собирается и копится пчелами в расщелинах скал.

«Елеем из твердой скалы», т. е. елеем маслин, растущих на твердой почве.