Толкования на Втор. 33:9

Прп. Исидор Пелусиот

Рувим, поскольку вознеистовствовал на отцево ложе, за сие самое, хотя был и первородный, не удостоен ни царства, ни священства. Но Левий, будучи третьим, удостоился священства; не только потому, что отец обещал посвятить десятину, Левий же, если считать от младшего, был десятым (ибо, если считать от старшего, то десятым оказался бы один из рожденных от рабынь), но и за святость, и за то, что во славу Божию наполнил руки кровью сродников. Ему и Моисей, удивляясь, сказал в благословениях: глаголяй отцу и матери: не видех тебе, и братии своея не позна, сохрани словеса Господни.

Письма. Книга I.

Флавий Патерий

который говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают

Тот стремится ближе познать Бога, кто из любви к благочестию не желает знать тех, кого он знал по плотским узам, ибо божественное познание терпит серьезный ущерб, если оно сочетается со знанием того, что по плоти. Стало быть, удалиться от сродников и близких должен тот, кто желает полнее соединиться с Родителем всех, ибо тех же самых, кого он мужественно оставляет для Бога, он тем сильнее любит, чем решительнее отказывается от бренного чувства плотской привязанности. Ведь и тем, с кем мы временно связаны и теснее, мы должны быть полезны более, чем остальным, потому что и это пламя зажигает то, что к нему поднесли, и сжигает сразу же, как только оно появляется. Мы должны ощущать узы земного родства и, тем не менее, отвергать те из них, которые уводят душу с пути, поскольку верный дух, зажженный ревностью о божественном, не презирает даже то, с чем он связан нижайшими узами, но, сам в себе находя для этого подобающее место, возвышается до любви к горнему. Нужно тщательнейшим образом следить, чтобы в сердце не вкралась плотская привязанность и не отклонила его от верного шага; чтобы не ослабила она силу горней любви и не склонила вниз своей тяжестью душу, которая стремится ввысь. Каждый должен иметь такое сочувствие к нуждам ближних, чтобы оно, тем не менее, не ослабляло силу его намерения; чтобы любовь заполняла сердцевину души, но не отвращала от духовной цели. Ведь нельзя сказать, чтобы святые мужи не питали должной привязанности к близким по плоти, однако сами в себе они побеждают эту привязанность любовью к предметам духовным, пока рассуждением не приведут ее в такую степень умеренности, что она и на самую малость не отклоняет их от правого пути. Их нам хорошо представляет образ коров, которые, под ярмом Господним устремляясь в горы, ступают твердым шагом, хотя их телят заперли дома. Ибо написано: они шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево (1 Цар 6:12).

Изъяснение Ветхого и Нового Заветов.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 который говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой

Имеется в виду самоотверженное служение левитов при скинии Иеговы и в народе.