Толкования на Зах. 1:17

Свт. Кирилл Александрийский

И рече ко мне Ангел глаголяй во мне: еще возопий глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: еще прелиятися имут грады благими, и помилует Господь еще Сиона и изберет еще Иерусалима

Когда продолжалось время плена, города Иудейские, а также города Самаритян пришли в совершенное запустение; ибо дома были сожжены и как бы вопияли о жестокости Вавилонян, и по самому внешнему виду своему города представлялись безобразными и совершенно разрушенными. И так как они были очень мало населены, то в них нельзя было найти мужа знаменитого или в ином каком-либо отношении славного, и даже ни одного живущего в благополучии, но все были проникнуты унынием и обременены были голодом и скудостью. И вот возвещает, что всему этому настанет конец: ибо «прелиятися имут, говорит, грады благими», то есть, они будут находиться в прежнем благоденствии. И так как в них будут в изобилии блага, то они изменят свой внешний вид и опять возвратятся в то состояние, о котором молили (Бога), ибо «помилует Господь еще Сиона и изберет еще Иерусалима».

Обрати внимание на то, как пророческое слово искусно предупреждает нас; ибо дается обещание, что он (Иерусалим) будет помилован не всецело и будет избран не навсегда: но говорит: «еще», обещая тем как бы мерою определенное время благоволения к нему; ибо по прошествии его он имел подвергнуться еще худшим бедствиям, осужденный за неистовство против Христа. Итак выражение: «еще» указывает как бы на определенное мерою время благоволения, заключающее тайную угрозу тем, что имело случиться с ним во времена пришествия Спасителя.

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Еще воскликни, говоря: Сие говорит Господ воинств: Снова потекут мои города благами; и снова утешит Господ Сион, и снова изберет Иерусалим

Ангел, прежде говоривший пророку: «Восклицай: Сие говорит Господь воинств», – теперь снова приглашает его, чтобы он восклицал, – не силою голоса, а напряжением мысли, – и повелевает восклицать следующее: Снова переполнятся благами города Мои, которые ты ныне видишь опустошенными от огня Вавилонского; снова будут они изобиловать во всем, и в прежнем их жалком положении утешит их Господь настоящими благами, и изберет Иерусалим, который немного прежде Он отвергал. Если мы отнесем это к Церкви, которой обещаются истинные и вечные блага, то должно думать, что это те блага, о которых мы читаем написанное: Увидишь блага Иерусалима (Пс. 127:5) и в другом месте: Если захотите и послушаете Меня, будете вкушать блага земные (Ис. 1:19) и в другом месте: Будешь полагаться на Господа, и возвысит тебя над благами земли. Муж мудрый, которому Господь открыл сокровенные тайны премудрости Своей, с надеждой ожидает получить эти блага в будущем и говорит: Верую, что увижу блага Господни на земле живых (Пс. 26:13). Этими благами, как мы видим, и потекли изобильно церкви Господни после пламени жесточайшего преследования, которое оне претерпели от язычников и еретиков ариан, и – по восстановлении мира, – Сион был утешен, Иерусалим [снова] избран, – Сион и Иерусалим, немного прежде отвергнутые. Это же мы можем относить и к храму Господню, и к каждому из верующих. Некоторые относят утешение Сиона и избрание Иерусалима и прочее, проповедуемое всеми пророками в этом роде, к небесному Иерусалиму, который по разрушении его пороками, был воссоздан добродетелями. Но более правильно толковать это в отношении к Церкви.

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим

См. Толкование на Зах. 1:16