Толкования на Зах. 6:9

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 9-15 И бысть слово Господне ко мне, глаголя: приими яже от плена от князей, и от ключимых его, и от разумевших его и внидеши ты в день он в дом Иосии Софониина, грядущаго от Вавилона: и приимеши сребро и злато, и сотвориши венцы, и возложиши на главу Иисуса Иоседекова иерея великаго. И речеши к нему: сице глаголет Господь Вседержитель: се муж Восток имя ему, и под ним возсияет и созиждет дом Господень: и той приимет добродетель, и сядет, и возобладает на престоле своем, и будет иерей одесную его, и совет мирен будет между обема. А венец будет терпящим, и ключимым ему, и разумевшим его, и в благодать сынам Софониевым, и в псалом в доме Господни. И издалеча от сих приидут, и созиждут в доме Господни, и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла мя к вам: и будет, аще слушающе послушаете гласа Господа Бога вашего

Бог обращает речь свою к блаженному пророку Захарии или чрез него ко всем приближенным Зоровавеля, который происходил из колена Иудина и начальствовал над Израильтянами, потому что царственное колено призвало его к этому. Но необходимо прежде напомнить о том, что было говорено Богом о нем. Итак, Он сказал: «руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его» (Зах.4:9). Но с ним, когда он полагал основание храму и довершал его, был и Иисус, сын Иоседека, священник великий. Посему Бог всяческих повелел божественному пророку взять «яже от плена от князей, и от ключимых его, и от разумевших его». Кто же это и что такое «яже от плена», об этом мне надобно рассказать. Израильтяне возвратились из Вавилона не беспорядочною толпою, но стройно и в порядке, по родам и коленам, имея начальников и вождей, как написано у Ездры. Когда же они наконец пришли в Иерусалим и Бог понуждал их строить храм, тогда они устроили казнохранилище, дабы возможно было собирание денег на производство работ, на священнические одежды и для установленных законом жертвоприношений. Избран был и хранитель денег, – Иосия, сын Софонии. Итак, Бог всяческих повелевает из того, что прежде принесено начальниками плена и что было положено на сбережение у Иосии, взять золото и серебро, потом из них устроить венцы и возложить их на главу Иисуса, сына Иоседекова, священника великого, и сказать ему о Зоровавеле: «се муж Восток имя ему». Слово же: восток в Еврейском издании передается словом, означающим: отрасль. «И под ним возсияет», то есть, вырастет из его корня. «Приимет добродетель», то есть благолепие или славу, как передают другие переводчики. К этому присовокупил, что оба – Иисус и Зоровавель будут сидеть на одном и том же престоле, так что владеющему правом священнодействия сообщается и царственное достоинство, а самому царю присоединяется и достоинство священника. И будет у обоих совет мирен, так что у них решительно ни в чем не окажется разномыслия. Потом повелел, чтоб венцы были славным даром Богу, принесенным в храм Его, так что он будет в благодать, или похвалу принесших его, говорю, Иосии «и ключимых плена и князей его». И дар этот не останется без последствий, но будет предметом песней для певцов храма и псалмопевцев. Тогда, говорю, «издалеча от сих», то есть, из других народов сущие приидут и поклонятся Господу. А случится это, говорит, в том случае, если они будут отличаться красотою послушания и внимать гласу Господа Бога. И наконец когда придет в исполнение предвозвещенное, тогда ясно уразумеют, что пророк послан был, чтоб изъяснить им волю Божию; он не будет им говорить от сердца своего, по примеру тех, которые приобрели привычку говорить ложь, напротив он будет вестником истины, а не лжи. Вот буквальное и простое изъяснение исторического смысла (пророчества).

Но что это, очевидно, относится к таинству Христа, в этом никто не усомнится, если хорошо исследует. Мы с самого начала утверждали, что в Зоровавеле и Иисусе изображается Христос как в каждом отдельно, так и в обоих вместе, как единая личность; ибо в Нем совмещается и Царь Израилев и великий Первосвященник «преподобен, незлобив, безсквернен» (Евр.7:26). Поелику же происхождение из колена Иудина занимали царский престол, а происшедшие из колена Левиина поставляемы были для священнослужения; то, очевидно, чрез двух изображается один Господь. Итак, если Бог говорит о Зоровавеле, что «руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его», то, рассматривая исторически, ты можешь относить эти слова к нему, а в духовном смысле ты можешь разуметь их о Христе: ибо Он сделался нашим основанием и все мы духовно построены для Него в храм святой; Он – наше начало и конец; ибо истребив грех и уничтожив тление, Он делает нас святыми в духе, светлым и священным жилищем для Себя и для Отца; Сам Иисус есть священник великий; а слово: Иисус значит: спасение людей; так говорит Деве и божественный Гавриил: «и се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус: тои бо спасет люди своя от грех их» (Лк.1:31; Мф.1:21); ибо в Нем мы оправдались чрез веру и омылись от нечистоты древних преступлений; Он освободил нас из плена и избавил нас от духовного рабства и от демонского заблуждения иноплеменников привел к богопознанию и ввел в прекрасный город, поистине святой Иерусалим, который есть церковь. За это Он увенчавается от нас правою и непорочною верою, похвалами Его силе и благодарственными Ему песнями. Те венцы были золотые и серебряные и сделаны были из вещества тленного, а нами сплетенные и возложенные венцы ничего земного не имеют; напротив они составлены из подобающего Богу прославления; ибо вместо закона мы приносим Ему безошибочное понимание догматов о Нем, – вместо серебра духовный блеск добрых дел. Есть и иной венец и слава Христа есть спасение Им искупленных; ибо Им спасен не один народ, как некогда чрез Моисея Израиль, но вся вселенная. Это и прилично было Христу. Обрати внимание, как «от ключимых его и от разумевших его» приносится необходимое для приготовления венцов; ибо вожди народов и поставленные Богом для начальствования над ними и знающие образ древнего нашего пленения становятся полезными для избавленных как предводители и учители, способные вразумлять и приводить к жизни, вполне сообразной с законом; они за всех приносят дары, восполняя собою немощи немощных. Когда же венцы возложены были на голову Иисуса, ему говорится о Зоровавеле: «се муж Восток имя ему, и под ним возсияет». Созерцает Иисуса венчаемым как (перво)священника, и в лице Зоровавеля видит Его также и обладающим преимуществами царственной славы. Уразумей же, что Он есть Восток, то есть отрасль, о коей говорит божественный Исаия: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет» (Ис.11:1). Мы же возросли под Ним; ибо для человечества или для призванных чрез веру Христос сделался вторым корнем, не таким, как первый, разумею Адама, но несравненно лучшим, так как мы возросли уже не в тление и смерть по причине проклятия, но в жизнь и нетление, имея корнем жизнь, то есть Христа. И как Он есть лоза, а мы – ветви (Ин.15:5), привившиеся к Нему чрез общение в Духе; так Он есть и жезл и отрасль, или порождение и восток (росток), а мы на Нем произросли и расцвели в нетление и жизнь, как я сказал. Он сам построил дом Господа. Он исполнен всякой добродетели, то есть подобающей Богу славы: ибо «покры небеса добродетель его, и хваления его исполнь земля» (Авв.3:3), как говорит пророк Аввакум; а премудрый Иоанн негде написал: «и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин.1:14). Он воссел на престоле, воцарился как Бог и сидит вместе с собственным Отцом и вместе с Ним управляет вселенной. А что Зоровавель и Иисус, слившись между собою как бы во едино, могли прекрасно знаменовать Христа, это показал присовокупив как бы о Зоровавеле: «и будет иерей одесную его», то есть в чести и славе, и «совет мирен будет между обема»; ибо Он, как я уже прежде сказал, есть царь и архиерей вместе, как бы чрез двух изображаемый одним Емманнуилом. Но труд увенчивающих Христа не останется без награды и плодоприношение их приобретет им нескончаемую память. Истинность этих слов подтверждает, присовокупив: «а венец будет терпящим, и ключимым ему и разумевшим его, и в благодать сынам Софонииным, и в псалом в храме Господни»; ибо принесенное будет в благодать совершившим приношения и они будут предметом славословия. Ведь благочестие начальников бывает для других путем любви к Богу. Когда Христос увенчивается нами, тогда и толпа язычников будет приходить к познанию Его и бывшие далеко вследствие заблуждения будут призваны чрез веру и «созиждут в храме Господни». Что же созиждут? очевидно, самих себя, приводя себя в согласие со святыми и в вере приходя в единение с потомками Израиля, потому что Христос служит краеугольным камнем и чрез Себя приводит к единодушию тех, которые некогда были разъединены между собою, создав два народа «во единаго новаго человека, творя мир и» примиряя в теле своем все с Отцом (Еф.2:15–16). Когда же все это придет в исполнение, тогда мы убедимся в непререкаемой истине святых пророков, ясно уразумев, что Бог глаголал в них и предвозвещал нам таинство Христа.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 9-11 И бысть слово Господне ко мне, глаголя: приими, яже от плена от Холдая и от Товии и от Адая, и внидеши ты в дом Иосии, сына Софониина, грядущаго от Вавилона. И приимеши сребро и злато его, и сотвориши венец, и возложиши на главу Иисусу сыну Иоседекову иерею великому. Пророк снова обращается к священству, чтобы почтить оное венцем из золота, пожертвованного мужами праведными; венец сей должен украсить Иисуса, золото же для венца взято у мужей праведных, возвратившихся из Вавилона. Начало устроению венца сего положено в доме Иосии; но к совершению его присовокупили и труд и золото упоминаемые здесь мужи, желая частью прославить сим первосвященника, а частью и по себе оставить памятник в храме Господнем.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9–15 И было ко мне слово Господа, говорящее: Возьми от переселения, – от Голдаи, и от Товии, и от Идая, – и пойди в день тот, и войди в дом Иосии, сына Софонии, которые пришли из Вавилона. И возьми серебро и золото, и сделай венцы, и положи на голову Иисуса сына Иоседекова, священника великого, и скажи ему так: Сие говорит Господь воинств: Вот Муж, Восток имя Его, и под ним родится, и устроит храм Господа. И сам устроит храм Господу, и сам понесет славу, и сядет, и будет владычествовать на престоле своем и будет священником на престоле, и совет мира будет между ними двумя. И венцы те будут для Гелема и Товии, и Идая, и Гена, сына Софонии, памятником в храме Господа. И те, которые находятся вдали, придут и будут совершать постройки в храме Господнем, и вы узнаете, что Господь воинств послал меня к вам. И это сбудется, если вы со тщанием будете слушать голос Господа Бога вашего

Раз я предположил слушателям латинянам предлагать тайны Еврейского обучения и скрываемые наставления учителей синагоги, такие, конечно, которые соответствуют Священным Писаниям; поэтому в толковании мест самых темных необходимо мне провести исторические черты и таким образом выставить на вид [in medium] принимаемое мужами церкви, предоставляя свободе читателя следовать тому, что должно быть признано лучшим. И прежде всего должен быть восстановлен порядок чтения, чтобы сказанное было очевидно соответственно букве [текста]. Прими, говорит, от Голдаи и от Товии, и Идая, пришедших из плена Вавилонского, и возьми от них приносимые дары, серебро и золото, и войди в дом Иосии, сына Софонии, и там сделай венцы, различные по различию серебра и золота, не один венец, а два или больше, потому что ataroth (עטרוח), т. е. венцы (στέμματα) есть или двойственное, или множественное число. А когда сделаешь венцы, то возложишь их на голову Иисуса, сына Иоседекова, священника великого, и скажешь ему: Сие говорит Господь всемогущий: Вот Муж, имя Которого Восток, что по-еврейски выражается словом sema (צמה), которое пишется не через букву син, а чрез саде. Поэтому Тот, Кто называется Восток, т. е. ἀνατολή, или ἀναφύη, или βλάστημα, т. е. отрасль, потому что непосредственно возрастает Сам по Себе, и из корня Своего выростет подобно семени, – Тот именно устроит храм Господа. А когда отстроит его, то Сам понесет славу, т. е. венец второй, который называется по-еврейски hod (הוד), [а по-гречески:] или ἐπιδοξότης, или: εὐπρέπεια, или: ἀρετή, или: δόξα, что значит или: славный, или: красота, или: добродетель, или: слава. Но они думают, что эти слова относятся к Зоровавелю, который из униженного и пленника неожиданно выдвинулся на степень вождя, устроил храм Господу и сидит на троне Его, и господствует подобно князю. Но и первосвященник, – говорит он, – Иисус, сын Иоседека, воссядет на священническом престоле, и единомысленно и единодушно будут управлять они народом Божиим. И будет мир между ними двумя, т. е. между тем, который исходит из колена царского, и тем, который от колена Левия; так что священство одинаково с царством Божиим будут управлять народом; а те венцы, которые ты сделаешь из золота и серебра, после возложения их на головы Иисуса, сына Иоседекова и Зоровавеля, сына Салафиилева, ты посвятишь во храме именам тех, которые принесли их, т. е. Гелему, Товии, Идаю и Гену. Второе и третье из названных имен тождественны с теми, которыя указаны выше. Первое переменено: вместо Голдаи он употребил Гелем, а четвертое, выше не названное, он прибавил, это – Ген, но об этом мы будем говорить после. – После положения венцов в храме Господа и после посвящения их в вечное воспоминание, от всего круга земного и издалека придут народы и будут совершать устроение в храме Моем, каждый соотвестненно силам своим. И тогда по исходу дела и по успеху во всем вы узнаете, что Господь послал меня, и что я все предсказывал по Его повелению. Но это сбудется так, когда вы будете повиноваться повелениям Господним и сотворите заповеди Его. Голдаи значит: прошение у Господа, что на греческом более знаменательно выражается словами: λιτάνευσις Κυρίου [коленопреклоненное прошение у Господа]. Товия – благий Господа. Идайя – известный пред Господом. Вместо Голдаи (הלדי – теперь он употребил Гелем (חלם), что значит сновидение, и на четвертом месте присоединил: Ген (חן), т. е. благодать. Венцы этих четырех людей будут у сына Софонии, который раньше назван Иосиею, и есть строитель и страж храма Господня; они и будут находиться там вечно. Евреи рассказывают, что Анания, Азария и Мисаил, возвращаясь из плена, принесли золото и серебро, и дары храму, и венцы первосвященника и вождя, и что Ген т. е. благодать, о котором пророк раньше не упомянул, – именно Даниил пришел с даром: посему на место Голдаи и поставлено Гелем, чтобы значением имени его, – сновидение, – показать, что Даниил и три отрока в плену узнали таинственный смысл царского сновидения. Ведь Даниил молился Господу, взяв с собою трех отроков и достиг понимания сновидения (Дан. 2:17–19). Так обрезание [т. е. Иудеи] пытается изяснить это место соответственно действительным событиям прошедшего. – А нам необходимо согласно LXX толковникам изложить то, что говорит большинство наших [т. е. христиан]. Возьми от пленения и от князей и от полезных его, и от тех, которые познали его, золото и серебро, и войдя в дом Иосии, сына Софонии, который тоже возвратился из Вавилона, сделай в нем золотые и серебряные венцы, которые и возложи на главу Иисуса, сына Иоседекова, священника великого. Пленение Иудеев, т. е. верующего народа Божия, суть пороки и грехи. Тот, кто начнет раскаиваться и сильно желать прежнего Иерусалима, т. е. Церкви Христовой, оставляет и покидает их [т. е. грехи] в Вавилоне. Это пленение переносят и вожди пленников, и получившие пользу от него, т. е. пленения (ибо и они были преданы ради пользы своей ангелу Сатаны, на погубление плоти, чтобы спасся дух (1Кор. 5:5), и те, которые узнали, что оно, т. е. пленение, должно обратиться во благо после перенесенного ими наказания. А золото и серебро приносится теми, которые исповедуют Господа и чувствами, и словами; и делаются из золота и серебра венцы в доме Иосии, что значит спасенный и есть сын ἐπισκοπῆς Κυρίου, т. е. посещения Господня; ибо, ведь, Господь посещает того, который прежде был тяжко болен; а Иосия по нраву называется спасенным, потому что и он возвратился из Вавилона. Возлагаются же венцы, или венец, на Иисуса, сына Иоседекова, священника великого, потому что, когда мы совершенствуемся и возвращаемся к лучшему, Господь увенчивается отдельными добродетелями нашими: особенно, когда мы увенчаны покаянием, Спаситель в каждом отдельно получает венец соответственно словам Апостола: А далее уготовляется мне венец правды, который даст мне Господь праведный судия: и не только мне, но и всем тем, которые любят пришествие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа (2Тим. 4:8). Поэтому от венца правды получил имя и Отец Господа и Спасителя; ибо слово Иоседек значит Господь правды, потому что воздает каждому по делам его. Об этом венце говорит и Иаков в своем послании: Блажен муж, который переносит искушение, потому что, когда он будет испытан, получит венец жизни, который обещал Бог любящим Его (Иак. 1:12). Пророк получает и повеление, именно – чтобы, после возложения венца, или венцов, на главу Иисуса, Сына Иоседека священника великого, он [пророк] обратился к нему и сказал: Сие говорит Господь: Вот Муж. Восток имя Его, и под Ним родится, и проч. Мы не разделяем Иисуса и не полагаем в одном лице два лица; однако [признаем], что называющийся Иисусом потому, что Он спасет мир, называется также Востоком, потому что во время дней его родилась правда. И в Псалме поется: Истина произошла от земли (Пс. 84:12), потому что Родившийся в конце веков от Девического чрева сказал: Я семь истина (Ин. 14:6), и, как говорится в послании Иоанна, наступил последний час: Дети, ныне последний час (1Ин. 2:18), во время которого Он за динарий договорил языческий, стоявший без всякого дела народ и послал в виноградник (Мф. 20:6). С другой стороны, если Он по различию наименований является различным, то иное дело, что Он – пастырь, иное – овча, иное – агнец, иное – дверь, иное – камень (lapis) претыкания и скала (petra) соблазна. Итак родится Тот, Который будет увенчан нашими добродетелями и будет назван Восток. К Нему обращает речь Отец: Сын Мой ecu Ты: Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7), и под Его начальством возстанет множество верующих, и создаст [Он] дом Господа, – Церковь, – и Сам примет силу и честь, и совершенство, и славу, и сядет, и будет владычествовать на престоле Своем, – престоле Давидовом, – о котором и в Евангелии написано: И будет священник одесную Его (Лк. 1:32) или, соответственно Еврейскому тексту, на престоле Его, ибо Он есть и Царь, и Первосвященник; и будет Он восседать, как на царском, так и на священническом престоле, и совет мира будет между тем и другим, так что ни царское могущество не будет утеснять священнического достоинства, ни священническое достоинство – царской власти, но то и другое будет в согласии в славе единого Господа Иисуса. В книге некоего я прочитал, что слова: И совет мира будет между двумя (Зах. 6:13) относятся к Отцу и Сыну, ибо [Сын] пришел исполнить волю не Свою, но волю Отца и: Отец в Сыне, а Сын во Отце (Ин. 6:38, 14:1011). А знак славы венец, – после увенчания Христа, – обещается тем, которые ожидают Его и понимают пользу некогда [бывшего] плена своего, и познали все тайны Божии, так что находятся во благодати сына Софонии, т. е. посещения Господня. И те, которые восклицали в Вавилоне: На реках Вавилонских, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе: на вербах среди его мы повесили наши органы (Пс. 136:12), по возвращении в Иерусалим, возьмут псалом и тимпан и будут петь в Церкви Господа, и бывшие вследствие великих грехов вдали от Иудеи долгое время, вследствие искреннего раскаяния, придут и каждым своим преуспеянием в добродетели создадут дом Господень; тогда все единодушно признают, что всемогущий Господь послал к ним пророка. Но все обещанное исполнится в том только случае, если они захотят слушать Господа и, сотворив покаяние, пребудут твердыми в добрых делах.

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 И было слово Господне ко мне: возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона

Символическое действие, заключающее ряд ночных видений; венчание первосвященника Иисуса

Содержание второй половины главы шестой, далеко не всеми толкователями понимаемо одинаково, таково: оставшиеся в Вавилоне евреи, желая прийти на помощь своим возвратившимся в Иерусалим соотечественникам в деле восстановления храма, отправили строителям с избранными представителями вавилонских жителей из евреев золота и серебра. Пророк получает повеление от Господа - в тот же день, как придут в Иерусалим вавилонские послы, отправиться в дом некоего Иосии, где они остановятся.