Толкования на Зах. 6:12

Свт. Кирилл Александрийский

и речеши к нему: сице глаголет Господь Вседержитель: се, муж, восток имя ему, и под ним возсияет, и созиждет храм Господень

См. Толкование на Зах. 6:9

Прп. Ефрем Сирин

Се муж Восток имя ему. Это - Зоровавель, которого Дух возвеличил и прославил в пророчествах Аггея и Захарии. И от долу возсияет. Сим означается или то, что Зоровавель в то время не получил еще от Дария полной власти, получил же ее в последствии, или что он прославится и возвеличится истреблением племени Гогова. И созиждет храм Господень из взятого в добычу у племени Гогова.

Блж. Иероним Стридонский

и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень

См. Толкование на Зах. 6:9

Лопухин А.П.

Ст. 12-13 и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим

Возложение венца, на который первосвященник не имел права, имеет только символическое значение, как видно из дальнейшего откровения о Муже, имя которому Отрасль; Он произойдет из своего народа, создаст храм Господень (нерукотворенный: Зоровавелев храм - только прообраз) и, из уничижения достигнув славы, будет царем и священником на престоле своем; тогда уже не будет места для разногласия и вражды между царскою и первосвященническою властью, прискорбные примеры чего бывали в еврейской истории. Св. Кирилл, после того как дал буквальное и простое изъяснение исторического смысла (пророчества), заключающегося в разбираемом отделе, продолжает; «но что это, очевидно, относится к таинству Христа, в этом никто не усомнится, если хорошо исследует. Мы с самого начала утверждали, что в Зоровавеле и Иисусе изображается Христос как в каждом отдельно, так и в обоих вместе, как единая личность; ибо в Нем совмещается и Царь Израилев и Первосвященник» (с. 7:8).