Толкования на Зах. 8:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 И бысть слово Господа Вседержителя ко мне, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиме и Сионе рвением великим, и яростию велиею ревновах по нем

Достаточно обличив неповиновение и необузданность древних и вследствие этого случившиеся с ними бедствия и уяснив, что было причиною постигших их страданий, Он обращает речь свою к благам милосердия (божественного) и наконец обещает им времена благоденствия и изобильное наслаждение вожделенными благами, как людям, уже подвергшимся праведному наказанию за свои нечестивые деяния и как бы очистившимся от преступлений древней нечистоты при помощи наказания рукою врагов и вследствие перенесения ига рабства. Он как бы вопиет против жестокости Вавилонян, которые, переступив за пределы всякой дерзости, совершали над ними то, чего не желал Сам прогневанный Бог: ибо Он ясно сказал: «зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша на злая». Посему «ревновах по Иерусалиму», то есть, Я показал ревность по нем, «и яростию велиею ревновах по нем», как бы так говорит: с Вавилонянами в свою очередь приключатся более суровые бедствия, чем какие они причинили (другим), и на таких (жестоких) опустошителей Я нашлю гнев Мой.

Это исполнил Христос; ибо скорбя о нас, жалким образом погибших, и как бы возревновав о церкви, Он у полчища самых демонов и начальника их безумия отнял владычество над нами и освободил от его жестокости собрание поклоняющихся Ему.

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1–3 И было слово Господа воинств, говорящее: Сие говорит Господь воинств: Возревновал Я о Сионе ревностию великою и с великим негодованием возревновал Я о нем. Сие говорит Господь воинств: Я обратился к Сиону и буду обитать посреди Иерусалима, и будет призван Иерусалим город истины и гора Господа воинств, гора освященная

О том, что Господь примет Иерусалим, т. е. народ Израильский, в пустыне как бы жену, и его лежащего в крови идолослужения покроет одеждой Своей и почтит любовью, как бы муж жену, более полно мы узнаем в книге Иезекииля (Иез. 16:6–12). После этого он, насытившийся лучшею пшеничною мукою, маслом и медом, разукрасившийся великолепными одеждами и наделенный щедростью Мужа всякими украшениями из драгоценных камней, прелюбодействовал с Ассириянами и Халдеями и услышал от Господа: Как жена презирает мужа своего, так и Меня презрел дом Израилев (Иер. 3:20). Но он был предан пленению и обманут любовниками своими, и лишен прежнего украшения своего; после того как совершил непотребство (divaricavit pedes suos) со всяким мимоходящим и осквернился даже до верха главы своей, воспоминая о прежнем счастье своем, он со вздохом говорит: Возвращусь к Мужу моему прежнему, ибо тогда мне было лучше, чем теперь (Ос. 2:7). А Он, [Господь], принимая его и снова соединяясь с ним, теперь говорит: Возревновал Я о Сионе ревностию великою и негодованием великим возревновал Я о нем, тому, которому прежде говорил: Не буду гневаться на тебя, и ревность Моя отступит от тебя (Иез. 16:42). Сколь много прежде Я негодовал, так как он был осквернен многими любовниками своими и обесчестил ложе Мое, – почему Я и отдал его его любовникам не как замужнюю прелюбодейцу, а как непотребную женщину, дешевую рабыню, отдаваемую на поругание в непотребных домах: столь большую любовь ныне проявил Я, обратившись к нему, ибо он сотворил покаяние и создал храм Мой, в котором Я буду обитать среди него. И назовется городом истины тот, который прежде назывался городом лжи, о чем написано и у Исаии: Истина уснула [или: задремала] в нем: а ныне человекоубийства (Ис. 1:21). Назовется он и горой Господа всемогущего, горой священной, ибо на ней по восстановлении храма потребляются жертвы, и совершаются по чину богослужебные действия. Это [сказано] согласно с историей. С другой стороны ни для кого не представляется сомнительным, что Сион и Иерусалим, – место созерцания и видение мира, – можно понимать в отношении к думам верующих, гневаясь на которые вследствие их прегрешений, Господь предает их пленению, чтобы они через зло и бедствия познали Бога, если не познали Его через добро и благополучие. Когда же они покаются, Господь обратится к Сиону и будет обитать среди Иерусалима, под которыми нужно понимать одно и то же государство, или [один и тот же] город; и там, где прежде царствовала ложь пороков и грехов, после этого будет жить истина – Христос. Гора же Господа воинств назовется горой святой, о которой говорится: Надеющиеся на Господа, как гора Сион (Пс. 124:1), и: Велик Господь и достоин великой хвалы во граде Бога нашего, в горе святой Своей (Пс. 47:2). О ней восклицают Исаия и Михей: В самый последний день будет уготована гора Господня на вершине гор и [будет] высока над холмами, и потекут к ней все народы и поспешат народы многие, и скажут: «Приидите, взойдем на гору Господню, и к дому Бога Иакова» (Ис. 2:23; Мих. 4:12). Об этой же горе и об этом же граде говорит и апостол Павел в рассуждении священной речью: Вы приступили к горе Сион, ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному и к многим тысячам ангелов, и к церкви первородных, написанных на небесах (Евр. 12:2223), – если впрочем латинский язык не препятствует принимать послание в виду несомненного свидетельства (auctoritatem) Греков.

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Первые семнадцать стихов главы восьмой, представляют необходимое соединительное звено между гл. VII и второю половиною гл. VIII, которая заключает прямой ответ на поставленные в VII:3 вопрос о постах. В гл. VII пророк обращает внимание слушателей на времена минувшие и вразумляет их почерпаемыми из истории уроками; в гл. VIII он рисует картины будущего, выясняя, при каких условиях посты могут превратиться в торжественные празднества.

Ст. 1-2 И было слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом возревновал Я о нем

Обетования Божии об изменении судьбы остатка избранного народа к лучшему. Несомненность и условия этого изменения

Пророчество, заключающееся в рассматриваемом отделе, начинается теми же словами, которые мы встречаем почти в самом начале пророчества восьми ночных видений (I:14-15). Господь говорит о любви к Сиону, т. е. к Своему народу; под ревностью здесь, конечно, разумеется ревность любви, а выражение гнева относится к язычникам, которые причинили столько зла избранному народу.