Толкования на Зах. 8:3

Свт. Кирилл Александрийский

Тако глаголет Господь: обращуся к Сиону, и вселюся посреде Иерусалима, и наречется Иерусалим град истинный, и гора Господа Вседержителя, гора святая

Бог все наполняет и все преисполнено Его неизреченною силою. Впрочем иногда говорится, что Он удаляется от грешников; но это надобно понимать не в смысле пространственного удаления от них (ибо так понимать неразумно), но в том смысле, что Он не хочет более заботиться о них и удостаивать их Своей любви и попечения. Мы утверждаем, что в таком именно смысле надобно понимать и гнев Его. Итак, Израиль впал в идолослужение и Иерусалим любодействовал, а Бог всяческих удалился от него и подверг его бедствиям – последствиям Его отвращения от него. Когда же он являет свое милосердие, то говорит: «обращуся», то есть перестану гневаться и удостою его своего попечения и сделаю опять домом Моим. Как в то время, когда Он отвратился, гора святая, то есть находившийся в Иерусалиме храм уже не казался достославным для тех, кои видели его преданным пламени: так и опять, когда он будет воздвигнут и Бог благоволит обитать в нем, возобновится благоговение к нему, а Иерусалим назовется истинным городом, уже не совершающим служение рукотворенным богам и лжеименным подобиям (божества), как это было в древности, но чтущим единого и действительного истинного Бога благонравием, посредством решимости жить по закону, и повиновением во всем.

Не без основания ты можешь отнести эти изречения к Слову, Которое ради нас стало подобным нам. Оно, будучи образом Родившего и обладая равенством с Ним во всем, уничижило Себя, приняв образ раба, и сделалось человеком (Флп.2:7) и «обнища нас ради, да мы нищетою Его обогатимся» (2Кор.8:9). Итак, Кто древле ради преступления Адамова и ради того, что «прилежит помышление человеку на злая от юности его» (Быт.8:21) справедливо отвратился, Тот теперь по свойственной Ему благости наконец обратился к нам и поселился в церкви и освященных соделал городом и жилищем святым; ибо Он сказал негде об избранной, очевидно, церкви: «зде вселюся, яко изволих и» (Пс.131:14); и блаженный Давид поет: «преславная глаголашася о тебе, граде Божий» (Пс.86:3). На нее указывал и пророк Исаия, говоря: «будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы» (Ис.2:2); ибо церковь Христова дивна и, находясь как бы на горе, ведома всем; а названа она истинною не как служащая в образах и тенях, напротив, как принявшая истину, которая есть Христос и совершающая служение в духе и истине.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Тако глаголет Господь: утешусь в Сионе и вселюся посреде Иерусалима, слова сии присовокуплены после сказанного выше: ревновах по Сионе уничиженном; яростию велиею на опустошителей его ревновах по нем. Обращуся к Сиону щедротами Своими, чтобы помочь ему в скорбях и бедствиях, и вселюсь в Иерусалиме.

Блж. Иероним Стридонский

Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни

См. Толкование на Зах. 8:1

Лопухин А.П.

Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни

Но Господь определил по отношению к нему переменить Свой гнев на милость. Он возвратится на Сион и будет обитать в Иерусалиме, который оставлен Им при разрушении храма и города, в начале плена, как это созерцал пророк Иезекииль (IX:3; X:4, 18; XI:22-23). Иерусалим и его окрестности снова будут вместилищем истины и святости, равно как мира и благополучия.