Толкования на Зах. 8:18

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 18-19 И бысть слово Господа Вседержителя ко мне, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: пост четвертый, и пост пятый, и пост седмый и пост десятый будут дому Иудову в радость и в веселие, и в праздники благи, и возвеселитеся, и истину и мир возлюбите

Для любознательных, думаю, необходимо предварительно изложить причины происхождения упоминаемых здесь постов, и объяснить, какой четвертый пост и пятый и следующие за ними седьмой и десятый и потом уже своевременно и где следует присоединить речь и о значении установлений. Так вот после взятия святого города и сожжения храма и отведения Израиля в плен вместе с священными сосудами, спасшиеся и оставшиеся в Иудее – дни, в которые пришлось подвергнуться этим бедствиям, считали несчастными и ужасными и, собравшись во множестве, совершали плач и рыдание, воздерживаясь от пищи, как во время постов. Теперь скажем о том, что именно случилось в каждый из только что упомянутых нами дней. Так блаженный Иеремия сказал: «и бысть в девятое лето царства его (очевидно Седекии) в десятый месяц в десятый день месяца, прииде Навуходоносор царь Вавилонский, и вся сила его на Иерусалим, и облегоша его, и сотвориша окрест его острог от четвероугольных камений. И бысть во обложении град, даже до первагонадесяте лета царства Седекиина, месяца четвертаго в девятый день. И утвердися глад в граде, и не бяше хлеба людем земли. И просекоша град, и вси мужие воинстии изыдоша нощию путем града, иже есть между двема стенама и укреплением, иже бяше прямо вертограду цареву». Потом упомянув об избиении сыновей Седекии и об ослеплении его, опять говорит: «в пятый месяц, в десятый день месяца прииде Новузардан архимагир, стоящь пред лицем царя Вавилонска, во Иерусалим, и сожже храм Господень и дом царев, и вся домы градския, и всяк дом велик сожже огнем, и всяку стену Иерусалимлю окрест разори сила Халдейска, яже бяше со архимагиром» (Иер.52:4–7, 12–14 ср. 4Цар.25:1–10). Слышишь, как в десятый месяц девятого года, Навуходоносор осадил Иерусалим. Потом в четвертом месяце десятого года, говорит, город был разрушен, а в пятом месяце, утверждает, и самый храм и весь город сожжен был архимагиром. Итак, я указал причины, по которым они считали несчастными четвертый, пятый и десятый день. Но необходимо сказать еще, что это за седьмой день. Когда архимагир взял Иерусалим; то поставил Годолию начальником над останками Иудеев во Иерусалиме. Сделав такое распоряжение, он удалился в Вавилон. Когда же уцелевшие Иудеи узнали о таких происшествиях; то собрались во Иерусалим и питали надежду поселиться там. Но в седьмой месяц, как написано (4Цар.25:25. и д. Иер.41), Годолию убил Измаил. И рассеялся тогда весь народ и убежал в страну Египетскую и там погиб. По этой-то причине они считали несчастным и седьмой день и самый месяц. Таков был повод к установлению постов. Поелику же по миновании бедствий, по возвращении Израиля во Иерусалим и по прошествии скорбных дней, не следовало уже поститься и сетовать; то повелевает переменить плач на радость и увеселяться тем, что они получили от Бога, или вспоминать о том, за что они были наказаны некогда, когда необузданно грешили и бесстыдно предавались всему противоестественному.

Сие совершил и Христос по отношению к нам; ибо Он «обрати плачь наш в радость, растерза вретище и препояса веселием» (Пс.29:12), по слову Псалмопевца. Ведь мы отнюдь не подвергаемся обвинению за то, что некогда не зная Бога и поклоняясь твари вместо Творца, пали под ноги врагов и преданы были в неискусен ум; напротив благодарим за то, что мы помилованы и спасены и избавлены из руки врагов и живем во святом городе, то есть церкви и удостоились наконец выражать благоговение к Нему молитвами и духовными жертвами, – и любовь имеем и из божественного Писания научены считать это за мир, истину и источник высшего наслаждения, ибо «Он есть мир наш» (Еф.2:14): Он, как я сказал, есть и Истина. Чрез Него мы имеем благие упования и по удалении всякого уныния должны радоваться.

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 18–19 И было слово Господа воинств ко мне, говорящее: Сие говорит Господь воинств: Пост четвертого и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет дому Иуды в радость и в веселие, и в преславные торжества, только любите истину и мир

На предложенный раньше вопрос через послов Оарасара и Рогоммелеха, должны ли они поститься и плакать в месяцы пятый и седьмой, – как говорится у LXX, – или же после построения храма они могут окончить пост и отменить сетования, – [на этот вопрос] пророк, после указания в середине речи на многое, что им делать и на что надеяться, от лица Господа отвечает: Пост четвертого и пост пятого, и пост седмого, и пост десятого (вообще подразумевается: месяца) для дома Иуды и Иерусалима обратится в дни праздничные и радость: Бог ищет только истины и мира – Относительно этого места многие из наших говорят многое, несогласное между собою. Некоторые, молча признавая темноту [его], обошли его в толкованиях, как бы глубочайший ров, правильно разсуждая, что лучше ничего не сказать, чем сказать мало. Итак, мы вынуждены прибегнуть к Евреям, и искать истины скорее у источника, чемь вь побочных потоках, особенно в том случае, когда дело идет не о каком либо пророчестве о Христе, – при чем они [Евреи] обыкновенно отступают назад и истину прикрывают ложью, – но о том, чтобы открыть связь совершившихся событий на основании предшествующего и последующего. Под постом четвертого месяца, называемого у латинян Июль, в седьмой и десятый день этого месяца, они разумеют тот пост, когда Моисей, возвращаясь с горы Синая бросил и разбил скрижали Закона (Исх. 32:19), и когда, – по словам Иеремии, – были в первый раз разрушены стены города (Иер. 52:14). В пятый месяц, называемый у латинян Август, в народе возникло разделение и распря вследствие донесения соглядатаев святой земли, и он получил приказание не восходить на гору, и [должен был] в течение сорока лет блуждать, [двигаясь] к святой земле с великим уроном, так что все пали в пустыне, кроме Халева и Иисуса (Чис. 14:25–45). В этот месяц, Навуходоносором (Иер. 52:4), а спустя много столетий Титом и Веспасианом был разрушен и сожжен храм и взят город Вефир, в который убежало много тысяч Иудеев, и к бесславию подвергнутого угнетению народа вспахано место храма Тураннием Руфом; а в седьмой месяц, называемый у нас Октябрь, как мы сказали выше, убит Годолия и рассеяны остатки колена Иуды [разрушены остатки] и Иерусалима (4Цар. 25:10, 11, 25. Будемь читать главы Иер. 39 и Иер. 41). В десятый же месяц, называемый у нас Январь, – так как он есть дверь (janua) и начало года, – Иезекииль, бывший в плену, и весь плененный народ узнали, что в пятый месяц разрушен храм, о чем весьма подробно мы узнаем из этой книги. Итак, вот и все, что говорится: «Знайте, что дни плача и постов, до настоящего времени бывшие для вас днями скорби, должны превратиться для вас в дни радости, веселия и торжеств, так как Я решил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды, но только в том случае, если вы будете любить истину и мир». В иносказательном смысле (juxta ἀναγωγήν) смысл такой: так как мы постимся тогда, когда отнимается у нас жених (Лк. 5:35), и мы не заслуживаем его присутствия, то, когда Господь обратится к нам и решит ниспослать нам благословение, всякая печаль обратится в радость, и первоначальный глад слова Божия утолится через присутствие учения Его и через насыщение хлебом небесным.

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Ст. 18-19 И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир

При изложенных условиях посты могут обратиться для дома Иудина в торжественные празднества, и сами иудеи сделаются посредниками между Богом и неверующими Его язычниками.

При изложенных выше условиях, посты должны превратиться для иудеев в торжественные и приятные празднества.

Толковая Библия.