Толкования на Зах. 9:10

Свт. Кирилл Александрийский

И потребит колесницы от Ефрема, и коня от Иерусалима, и потребится лук бранный, и множество, и мир от языков: и возобладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли

Что Единородный, ставши человеком, имел покорить под ноги любящих Его «начала и власти и миродержителей века сего» (Еф.6:12), то есть отвратительные полчища демонов, подчинить им всякого врага видимого и невидимого и уничтожить всякую войну и возвеселить благами мира, на это прикровенно указывает нам пророческое слово. Некогда Вавилоняне и некоторые другие из соседних народов сделали нападение на Иерусалим «на конех и на колесницах, и стреляюще луки», по написанному (Пс.19:8, 77:9), – и таким образом покоряли их и подвергали тяжким страданиям. Таким образом при помощи обычного явления объясняет славу дел Христовых. Придет, говорит, и не в продолжительном времени спасающий и праведный и кротчайший царь, но не среди множества оруженосцев, и не в сопровождении копьеносцев и многих тысяч воинов опытных в военном деле. Хотя Он проявил в Себе скромность, так что едва воссел и на молодого осла; однако ж Он будет так велик в доблести и принесет столь великую пользу уповающим на Него, что уничтожит колесницы Ефрема и удалит коней из Иерусалима и «потребит лук бранный» и распространит глубокий мир на все народы. Ефремом называет живущие в Самарии десять колен, Иерусалимом же жителей его, то есть колено Иудово и Вениаминово. Итак, пророческое слово приводит нам и основание безопасности и мира; ибо, говорит, святой город уже не будет удобопроходим для желающих причинить ему бедствие, а спасающий его так расширит свое царство, что Он будет обладать целою Иудеей от моря даже до рек; а они-то суть «исходища земли» то есть пределы. Негде и божественный Давид воспевает и о синагоге иудейской, говорит как бы о виноградной лозе: «простре розги своя до моря и даже до рек отрасли своя» (Пс.79:12); ибо земля иудейская граничит с морем и страною к югу и индийскою и так называемым средоречием. Но царство Христово отнюдь не заключается в этих пределах, – далеко нет. Но от частного примера речь переходит ко всемирному и всеобщему, ибо Он воцарился не над одною Иудеей; но над всею вселенною и власть его простирается от края до края земли.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима. Виною сему были сами они; потому что не восхотели радоваться пришествию Христову, к чему были призываемы. Под образом коней и колесниц Пророк разумеет власть и крепость царства, именно военные силы и сокровища. Известно же, что, во время пришествия Христова, у Иудеев отнята была царская власть, царствовали над ними язычники, которые наложили на них дань; а таким образом оправдалось пророчество, потому что в то же время отнят у них и гордый лук крепости бранной. Здесь Пророк присоединяет к Иерусалиму и Ефрема. Хотя прежде составляли они из себя два отдельные царства, но в последствии, пред Христовым пришествием, соединились во едино. Ибо когда, во дни Ровоама, сына Соломонова, сыны Израилевы разделились, и десять колен свергли с себя иго царства Иудина и праведного дома Давидова; тогда поставили они над собою царем Иеровоама, который утвердил царский престол свой в Самарии, Ровоам же остался царем в Иерусалиме и принужден был заключиться в пределах колен, не отложившихся от него. Но в последнее время колено Ефремово и прочие соединились с коленом Иудиным, и все они составили из себя один народ. И изречет мир народам. О сем свидетельствует крест, на который за грехи людские вознесен был Христос. Изречен также мир чрез учеников Христовых, которые посланы проповедовать народам спасительное Евангелие и крестить их. Так, Христос Своим распятием примирил Иудеев и язычников, горних и дольних.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли

См. Толкование на Зах. 9:9

Лопухин А.П.

Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли

С воцарением Царя мира, для народа Божия не нужны будут военные колесницы и боевые кони; всякое бранное оружие должно быть уничтожено, так как мир возвещен будет всем народам во все концы земли.