Толкования на Зах. 9:13

Свт. Кирилл Александрийский

Занеже напрягох тя себе, Иудо, яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя, Сионе, на чада Еллинска, и осяжу тя яко мечь ратника

Занеже напрягох тя себе Иудо яко лук, исполних Ефрема. Здесь опять объясняет, каким образом будет призвано и чрез веру войдет (в церковь) множество язычников: а некогда роскошествовавший, то есть сатана обнищает, лишенный поклонников своих, с такою жадностью приобретенных им. Он обращает речь как бы к святым апостолам или учителям из Израильтян, которые, обтекая страны язычников, призывали их к познанию истины и условляли их ею. Итак, говорит: «о Иудо, напрягох тя себе лук», о Ефрем, «исполних». Что это значит, я опять скажу. Когда искусные в стрельбе из лука, натягивая тетиву, приближают к груди железо лука: тогда говорят, что наполнили лук, и пускают летящую стрелу. Таким образом называемое различно означает одно и то же. Луком, говорит, я сделал тебя, Иуда, и исполнил тебя, Ефрем. Под Иудою же и Ефремом разумеется весь народ Израильский. Итак, сделал как бы луком Иудеев, уверовавших прежде других и пришедших к такому убеждению, что они руководят язычников, от заблуждающихся отгоняют полчища демонов, поражают сатану и вообще противящихся божественным догматам и восстающих против тайноводительства их. Так и божественный Давид негде говорит к Спасителю всех и Богу: «стрелы твоя изощрены, Сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых» (Пс.44:6); ибо стрелы Сильного, то есть Христа поражают врагов Бога и Отца в сердце и утробы. Стрелы же Его – это наставники заблуждающихся и не знающих действительного и истинного Бога. Поражают они не на смерть, но приводят их к любви ко Христу, дабы они покорялись Ему. Такова именно изображаемая в Песни Песней невеста, ясно говорящая: «яко уязвлена любовью аз есмь» (Песн.5:8). А что божественные ученики сделались весьма мужественными и сильными, в этом удостоверит говорящий о них Духом премудрый псалмопевец: «яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных» (Пс.126:4); ибо оттрясенными называет Израильтян, как лишившихся божественной благодати за то, что они нагло поступили против Христа. Но сыновья их сделались как бы стрелами, посылаемыми рукою сильною. Негде и Аввакум как бы самому Еммануилу о святых апостолах сказал: «стрелы твоя пойдут в блистании молний оружий твоих» (Авв.3:11).

И воздвигну чада твоя, Сионе, на чада Еллинска, и осяжу тя яко мечь ратника. Вот теперь ясно называет луком Своим учителей из Иудеев; ибо какие чада Сиона восстали против чад еллинских, если не божественные ученики и впоследствии ставшие предстоятелями церквей «и право правящие слово истины»? (2Тим.2:15) Ибо под Сионом духовным что другое можно разуметь, кроме Церкви? Подвизаются же они против сынов еллинских и воюют против заблуждающихся, потому что Бог поставил их «как мечь ратника». Оказывается, что и божественный Павел также украшает духовного воина во Христе; ибо он облекает его «в броню правды Христовой и в шлем спасения»; потом дает ему «мечь духовный, иже есть глагол Божий» (Еф.6:14–17). Итак, пользуясь этим мечом против чад еллинских, они отсекают укоренившееся в них заблуждение и употребляют острейшее Слово Божие, которое «живо и действенно» (Евр.4:12), – убивают злого и нечистого духа, дабы они могли наконец умом чистым и свободным и избавившимся от владычества демонского воспринять слово истинного богопознания.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Занеже напрягох тя себе Иудо яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя, Сионе, на чада еллинска; то есть Я дал лук Мой сынам Иудиным, чтобы возвеличить сынов Сиона над сынами еллинскими, над воинами Антиоховыми. Я сделал тебя, Иудо и Ефрем, яко меч острый, чтобы вы мужественно и бестрепетно поборали и поражали народы языческие.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо Я напряг Себе Иуду [как лук], как лук Я наполнил Ефрема, и возбужду сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Греция, и сделаю тебя как бы меч сильных

Иудеи относят это ко времени Маккавеев, которые победили Македонян и очистили оскверненный идолослужонием храм, спустя три с половиной года. А следующие за тем слова: Как лук Я наполнил Ефрема обозначают, по их мнению, тех, которые, из десяти колен, называемых Израилем, пришли во время Езекии, и над которыми, как известно, царем был Иосия; но таким образом они, как и прежде, иначе истолковывают свидетельство, которое мы изъяснили, и говорят: О Христе, пришествия Которого мы ожидаем [или: ожидали], Ты будешь царствовать во всех концах земли в крови завета Твоего, которою Ты приобрел Иерусалим, орошенный кровию своею, – как говорит Иезекииль (Иез. 16:6, 8); Ты вступил в завет с Авраамом в разделениях тельца, барана и козленка (Быт. 15:9), Ты освободил народ Свой, Израиля, от плена и от пещи Халдейской, где не было никакого снисхождения к нему; посему и вы, Израильтяне, бывшие узниками и надеявшиеся на Господа, обратитесь к укрепленнейшему Иерусалиму, ибо ныне вы имеете обещание от Господа, что за кратковременные бедствия плена вы получите все в двойном количестве, что, как известно получил и Иов (Иов. 42:10–12). В переносном смысле (juxta tropologiam) это место может быть изъяснено так: Напрягается Иуда в луке, когда Господь и Спаситель посылается в мир от Отца: Он Сам есть и лук и стрелец и стрела. Например, лук – в настоящем месте; Стрелец – в сорок четвертом псалме: Стрелы Твои, Сильный, весьма остры (Пс. 44:6); если кто ими ранен, говорит: Я уязвлен любовию (Песн. 2:5), а Стрела есть Сам Тот, Который говорит через Исаию: Он сделал Меня, как бы стрелу избранную, и в колчане Своем скрыл Меня (Ис. 49:2). Стрела избранная есть слово Божие; колчан, в котором скрывается стрела, есть домостроительство воплощения. Это исполняет Ефрем, так что когда будет вооружен и вполне готов к войне, и сам вместе с народами будет поражен стрелами Господа; первый разделивший народ, – Иеровоам, – был из его колена (3Цар. 12:19, 25). Под этим нужно разуметь еретиков, что более полно показывает Осия пророк (Ос. 5 и Ос. 6) и то, что мы сказали выше: Сыны Ефрема, напрягающие лук и стреляющие в день войны обратились назад (Пс. 77:9). Ибо когда Господь возбудит сынов Сиона, т. е. сынов Церкви, тогда разбиты будут и учители противных [Церкви] догматов, и все утверждения философов, и все доводы язычников, потому что сам Господь есть меч сильных, о котором говорится: Препояшься, Сильный, мечем Своим по бедру Своему, – величием Своим и красотою Своею, напряги лук, выступай поспешно и царствуй, ради истины, и кротости, и правды, и изведет Тебя чудесно десница Твоя (Пс. 44:45). Этим мечем поражаются Ефиопляне, о которых написано: И вы, Эфиопляне, будете поражены мечем Моим (Соф. 2:12); после поражения их мечем Христовым они отложат темный цвет и радостно будут восклицать: Будет слава Господа Бога нашего на нас (Пс. 89:17) этого же ожидает себе и Давид после покаяния: Ты омоешь меня, и я сделаюсь белее снега (Пс. 50:9). Это тот меч, о котором пишет Апостол: Живо слово Божие и действенно, и может пронзать более, чем всякий обоюдуострый меч, и достигать до разделения души и духа (Евр. 4:12).

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца

Между притеснителями язычниками и угнетаемыми ими узниками еврейскими роли переменятся. Иуда и Ефрем сделаются в руках Божиих браным оружием - луком и стрелами против язычников. А в руках Божиих и слабое оружие несокрушимо. Сыны Сиона восстают против сынов Ионии и ведут с ними победоносную борьбу. Таким образом, в ст. 13 и след. указывается на необходимость борьбы избранного народа, как орудия в руках Божиих, с боговраждебными царствами для того, чтобы могло осуществиться царство всеобщего мира, о котором предвозвещается в ст. 10. Пророчество IX:13 можно отнести к борьбе (нередко победоносной) Маккавеев против греческих царей Сирии (Селевкидов). Св. Кирилл разумеет здесь другого рода победы: «какие чада Сиона восстали против чад эллинских, если не божественные ученики и впоследствии ставшие предстоятелями церквей?.. Подвизаются же они против сынов еллинских и воюют против заблуждающихся» (с. 129). Подобное же понимание, наряду с вышеизложенным, встречаем и у блаж. Феодорита.