Толкования на Зах. 9:17

Свт. Кирилл Александрийский

Зане камение свято валяется на земли его: яко аще что благо его, и аще что добро от него, пшеница юношам и вино благоуханно девам

Мы утверждаем, что камнями святыми, валяющимися на земли Божией, называются некогда бывшие в церкви святые, которые сделались в ней руководителями и наставниками. Они сделались подобными «камени многоценну, избрану, краеугольну, честну», положенному Богом и Отцом «в основание Сиону» (Ис.28:16). Если же основание есть камень; то «счиневаемые и составляемые» и созидаемые в святой храм для Бога и сами не без основания называются камнями (Еф.4:16; 1Пет.2:5).Весьма хорошо говорит, что они катятся, указывая тем как бы на их быстроту и готовность ко всему, что есть святого; ибо камни круглые и шаровидные оказываются более способными преодолевать препятствие и более способными к движению, если только кто захочет привести их в движение. Так и дух святых весьма удобоподвижен к тому, что угодно Богу. И если такими свойствами обладают камни, то и нам подобает твердо держаться подобного же настроения духа. «Аще что благо его, и аще что добро его», очевидно, Бога, подающего нам все потребное к благочестию. Что же это такое? «Пшеница юношам и вино благоуханно девам». Тем, которые действуют неустанно и с юношеским расположением духа стремятся к угодному Ему и имеют твердую решимость исполнять благое, подастся от Него и еще большая сила, как бы подразумеваемая под пшеницею; ибо «хлеб сердце человека укрепит» (Пс.103:15). Очищенным же и имеющим непорочный ум, которые по справедливости могут быть уподоблены почтенным и святым девам, подастся духовное вино, очевидно ясное и чистое знание о Боге, «веселящее сердце человека» (Пс.103:15). Итак, юноши и девы, согласно только что объясненным нами словам, будут призваны к щедрому и обильному участию в вышних благах и услышат Бога говорящего: «ядите и пийте, упийтеся, ближнии» (Песн.5:1). Такие суть ближние Богу, и не по расстоянию места (ибо неразумно понимать или думать так об этом), но по весьма сильному стремлению и расположению души ко всему самому лучшему и по любви к Нему; ибо как нечестие отвлекает и как бы отводит нас далеко, так добродетель ставит нас пред Богом, устраняя то, что отделяет и разлучает нас от Него, то есть грех.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Аще что благо, и аще что добро, пшеница юношам и вино благоуханно девам, то есть душам, искоренившим в себе семя диавола и не повредившим прекрасного естества своего. Им уготовано вино от Грозда, вознесенного на крест, которое исполнит их несказанным услаждением.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо что есть благо Его и что есть красота Его, как не хлеб избранных и вино, оплодотворяющее отроковиц

Говорят, что Маккавеи одержат с Божьей помощью победу, бегая туда и сюда, для того, чтобы по изгнании Македонян из земли Израиля храм был очищен, заповеди Закона были соблюдаемы, и изучение Св. Писания плодотворно орошало отроковиц, т. е. народы, верующие во единого Бога, а прежде бывшие оскверненными идолослужением. Под хлебом избранных, т.е. baurim (בהורים) они хотят понимать не юношей, как перевели Семьдесят, но избранных и наученных мужей, которые заслужили вкушать пшеницу, т. е. закон Божий. Вместо слова вино, – что по-еврейски выражается словом thiros (תירוש – Акила перевел οἰνίαν, что также может быть относимо к плодородию виноградника. Таковы мысли Иудеев. Наконец, мы под пшеницей избранных, или юношей, и под вином, оплодотворяющим дев, или вином, благоуханным для дев, понимаем Господа Спасителя, Который говорит в Евангелии: Если зерно пшеницы, падающее в землю, будет мертво, то оно остается одиноким; если же оно не умрет, то приносит многие плоды (Ин. 12:24). Из этой пшеницы получается тот хлеб, который нисходит с неба, и который укрепляет сердце человека (Пс. 103:15). Этот хлеб вкушают те, которые крепки во Христе, и которым говорит Евангелист Иоанн: Пишу вам, юноши, ибо слово Божие в вас [или: нас] пребывает, и вы крепки, и победили лукавого (1Ин. 2:14). Тот, Кто есть хлеб избранных, или юношей, есть также и вино, веселящее сердце человека; его пьют и те девы, которые святы и телом и духом, так что, упившись и радуясь, они следуют Церкви и говорится им; Приведутся для Царя девы вслед за нею, ближние ее принесутся Тебе, принесутся в веселии и радости (Пс. 44:1516). В самом деле каким образом не будут иметь радости те, которые, упившись от чаши Спасителя, преобразуется в дев и дерзают говорить: Введите меня в кладовую для вина, укрепите меня благовонными мазями Песн. 2:4). Вино это благовонное, почему в той же песни говорится: Напоишь меня вином благоуханным, изобильною влагою гранат [или: сынов] твоих (Песн. 5:1 и дал.). Этим вином напоены те, которые следуют за Агнцем всюду, куда Он ни идет, одетые в белые одежды, потому что они не осквернили себя с женщинами, ибо остались девственными (Откр. 14:4).

Толкование на пророка Захарию.