Толкования на Зах. 10:6

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 6-7 И будут аки бы не отвратих их: зане аз Господь Бог их, и услышу я, и будут яко ратницы Ефремовы

Когда посрамлены были мудрецы еллинские, которые названы и всадниками, дает обетование, что укрепит и помилованных вселит, присовокупляя: «понеже возлюбих я». И какую они получат выгоду от того, что были возлюблены Богом, объясняет опять, говоря: и «будут аки бы не отвратих их»; ибо Я не презрел их со всем, но призрел на них, когда они подверглись бедствию; «зане аз Господь Бог их», то есть Я сделаю приятными моления их «и будут яко ратницы Ефремовы». Он как бы так говорит опять: те, которые некогда вследствие немощи ума и души были как бы расслабленными и лежащими, достигнут такой духовной крепости, что окажутся как бы равными прославившимся Ефремлянам, то есть апостолам и евангелистам из Иудеев; потому что они сделались духовными ратниками, одолевающими врагов и повергающими противников и побеждающими начала и власти и господства и духов злобы (Еф.6:12) и без труда осиливающими противников священной проповеди. И из множества язычников призванные чрез веру к познанию Христа сделались мужами святыми и исполненными духа и как бы ратниками Ефремовыми; ибо и они сделались ратниками; усвоив образ жизни апостолов и подражая их добродетели, и они мужественно подвизались против врагов истины и страстей и греха.

См. также Толкование на Зах. 10:5

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов, и возвращу их, потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их

См. Толкование на Зах. 10:5

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6–7 И придут в смятение всадники, и укреплю дом Иуды, и спасу дом Иосифа, и обращу их, ибо возымею милосердие к ним. И будут, как были, когда Я не покидал их, ибо Я – Господь Бог их, и услышу их. И будут, как сильные Ефрема, и возвеселится сердце их, как от вина, и увидят сыны их, и возрадуется и возвеселится сердце их о Господе

И это место соответственно высшему пониманию они изъясняют двояко: или в том смысле, что это уже исполнилось во время Маккавеев, или в том, что это должно произойти во время Христа в последний век. Но вот смысл этого места: когда Иуда будет поставлен, как славный конь в сражении, и потопчет врагов, как придорожную грязь, и одержит верх, так как Господь будет воинствовать с ним, тогда всякий всадник Греции падет, а дом Иуды и дом Израиля (ибо называет его уже домом Иосифа, т. е. царством десяти колен) будут спасены вместе; и возвращу их из плена, в котором они были, и будут, как тогда, когда Я еще не покидал их, ибо Я есмь Господь Бог их, Который выслушает их моления. И Ефремляне, ныне находящиеся в плену, будут потом освобождены и обнаружат столь великую радость, что ты примешь их за находящихся в опьянении. Сыны их также увидят торжество отцов и возрадуются о Господе, с помощью Которого они одержали победу. Будем исследовать прошедшие события, – именно, когда Иуда и Израиль вместе сражались против Греков, или когда Ефрем возвратился из плена, когда, по словам Иезекииля (Иез. 37:16–21) два жезла, т. е. Иуда и Ефрем соединились вместе и были одним деревом. В переносном смысле это можно объяснить так: когда Господь всемогущий посетит стадо Свое дом Иуды, тогда придут в смятение всадники, о которых написано: Воспоем Господу, ибо Он славно прославился: коня и всадника вверг в море (Исх. 15:1); о них поет и голос псалмопевца: От запрещения Твоего Боже Иакова, задремали возсевшие на коней (Пс. 75:7). И лик святых поет согласно: Сии на колесницах и сии на конях, мы же воззовем во имя [или: имя] Бога нашего; они связаны и пали, мы же восстали и стали прямо (Пс. 19:89). На эту конницу возлагал свою надежду царь Египетский, но низверженный в море погрузился в глубину, как свинец (Исх. 15:10) и примером своим научил, что истинно есть слово Писания: Ненадежен конь для спасения (Пс. 32:17). Эти колесницы и этих всадников мы применили выше к толкованию четырех родов возмущений. Если они не управляются уздой хорошего возницы; то унесутся в пропасть. Но есть и другой возница, о нем говорит Елисей: Отец, отец! Колесница Израиля, и возница его (4Цар. 2:12). – Тогда, – говорит Бог, – Он укрепит дом Иуды и дом Иосифа, так что разделенные в царствование Иеровоома (3Цар. 12:16) соединятся под властью Христа, и будет одно стадо и один Пастырь. Иуда же и Иосиф разными именами внушают одну и ту же мысль – о Спасителе, потому что и Иосиф доставил хлеб страдавшему от голода народу (Быт. 42:1 и дал.), и Господь Своим пребыванием на земле утолил глад мира. И обратит их, и умилосердится над ними, и они будут, как были, прежде чем Он оставил их. Все это понимай в отношении к гонениям; тогда Господь услышал рабов Своих, когда все приходили уже в отчаяние. И будут, как сильные Ефремовы, – они, прежде бывшие слабыми и немощными, после этого стали крепкими и достойными своего имени, ибо слово Ефрем значит: изобилие. И возрадуется сердце их, так как они будут пить вино, вытоптанное из виноградника Сорек. Также возрадуются и сыны их, которым Апостол Павел говорит: Дети мои, которых я снова рождаю в муках, пока не отобразится в вас Христос (Гал. 4:19), и Петр первенствующий из апостолов (princeps apostolorum) говорит: Как дети послушания, не сообразовавшиеся с прежним житием (1Пет. 1:14). И в Псалме мы читаем: Приидите, дети, послушайте меня, я научу вас страху Господню (Пс. 33:12). Итак сии дети взыграют и возвеселятся, и сердце их возрадуется о Господе.

Толкование на пророка Захарию.