Толкования на Зах. 10:10

Свт. Кирилл Александрийский

И возвращу я от земли Египетския, и от Ассириан прииму я, и в Галаадит и в Ливан введу я, и не имать остати от них ни един

Когда Навуходоносор покорил своей власти Иудею и сожжен был божественный храм и самый Иерусалим, тогда подвергся бедствию и весь Израиль; ибо одни из них пленными были отведены к Ассириянам и Мидянам, другие, избегшие их жестокости и нашедшие возможность убежать, боясь и трепеща подвергнуться таким же бедствиям, по собственной воле ушли к Египтянам и у них подверглись невольному и насильственно наложенному на них игу рабства. Итак, когда Он обещал собрать их отовсюду, то упомянул и о местах, в которые они были отведены: одни, как я сказал, сделались пленниками, другие невыносимым страхом доведены до неожиданной для них участи.

Поелику же людям, преданным Богу и духовным, следует прибегать к духовному толкованию, то мы говорим, что Он обещает избавить их из страны или из руки невидимых врагов и освободить от всякого страха, и находившихся в плену и подчиненных другим как бы преобразовать в свободных. Или же и другим образом, говорит, будут освобождены от тьмы и смешения; ибо Египет толкуется тьма, а Вавилон смешение. Очень часто Писание не различает Ассириян и Вавилонян, считая их за один народ ради того, что они находились под одною властью и составляли одно царство. Итак, избавленных из руки притеснителей обещает ввести в Галаадит (это была часть страны Иудейской весьма изобильная и плодоносная) и в Ливан (а это была изобильная лесом и большая гора, лежавшая на границах земли Иудейской и Финикийской). Тем и другим указывается, думаю, на следующее. Освободив нас как бы из Египта и Ассирии, от жестокого владычества пленивших нас (а это лукавые и нечестивые демоны), Господь наш Иисус Христос ввел нас как бы в землю богатую лесом и плодоносную – в Церковь, в которой мног плод весьма славных людей, неисчислимы главы святых, высоко вознесшиеся добродетелью и возросшие наподобие кедра; о них весьма справедливо словами Давида можно сказать к Богу всяческих: «кедри ливанстии, ихже еси насидил» (Пс.103:16); ибо и божественный Павел оправданных верою ясно называл Божией нивою (1Кор.3:9).

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

И возвращу я от земли египетския, куда были переселены, и от Ассириан и из всех земель. И соберу их, и в Галаадит и в Ливан введу я, и недостанет им, т.е. так они умножатся, что для помещения их, по причине многолюдства, недостаточно будет земли наследия их.

Блж. Иероним Стридонский

и возвращу их из земли Египетской, и из Ассирии соберу их, и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан, и недостанет места для них

См. Толкование на Зах. 10:8