Толкования на Зах. 11:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 Разверзи, Ливане, двери твоя, да пояст огнь кедры твоя: да плачевопльствит питис, зане паде кедр, яко велможи вельми обеднеша: восплачевопльствите дуби Васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная

Теперь объяснение сказанного направляет на путь других мыслей. Весьма хорошо изложив подробное повествование о призвании народов во Христе чрез веру, ясно предвозвещает будущее неверие в Него сынов Израиля, разумеется во время вочеловечения, и то, что по этой причине должен быть сожжен самый храм и, конечно, Иерусалим, и должны быть взяты самые города Израиля и погибнуть вместе с жителями их. Совершилось же это рукою римлян, предводительствуемых некогда Веспасианом и Титом. Излишне кажется, повествовать в частности о каждом из бедствий, случившихся с городами иудейскими или народом за поругание над Христом, – желающие могут обратиться к сочинениям Иосифа и ясно научиться тому, что пожелают узнать в точности. Итак, обращает слово к тем, которые по крови были Израилем. А с Ливаном сравнивает Иудею по какой причине? По той, что Ливан – гора с прекрасною растительностью, покрытая обширными лесами. Многолюдна и страна иудейская с бесчисленным множеством жителей, прибавлю, с священниками и царствовавшими в свое время из колена Иудина, которые, возвышаясь достоинством власти, были известны живущим по всей стране и пользовались высокою славою, подобно высочайшим и более прочих видным кедрам или кипарису. Так как они нечествовали по отношению ко Христу, ибо взяли «ключ разумения», и ни сами не вошли, ни входящим не допустили войти (Лк.11:52), и наконец распяли, хотя и знали, что Он наследник (Лк.20:14), то посему и справедливо погибли совершенно, вместе с домами и городами и домочадцами. Итак, прикровенно, как сказал я, называет Иудею Ливаном, а с высочайшими деревьями сравнивает представителей ее, как возвышенных над прочими и слишком много возносящихся. А что город имел быть взят легко, и даже погиб, – приняв вторгшееся римское войско и быв взят легко, и истреблен подобно лесу, охваченному пламенем, – на это указывает в словах: «разверзи, Ливане, двери твоя, да пояст огнь кедры твоя; да плачевопльствит питис, зане паде кедр». Переносная речь: ибо назвав Ливан, то есть уподобив горе страну иудейскую, (соответственно сему) должен был и живущих в ней сравнить с питисом и дубами. А что о людях речь, нетрудно видеть, ибо сейчас же сказал, что «велможи вельми обеднеша». А какой род обеднения разумеется, на это отчасти указал, сказав: «да плачевопльствит питис, зане паде кедр». Ведь когда рука Римлян опустошала города иудейские, случалось постоянно, что брались в плен и знатные жители их. Не испытавшие же еще этого оплакивали плененных и над самими собою совершали плач, были в унынии и страхе, как долженствующие в весьма скором времени и сами испытать то же самое. Это именно, думаю, значит: «плачевопльствит питис, зане паде кедр». Дубами же васанитидскими называет вероятно жителей Иерусалима; ибо Васанитида есть местность в Иудее, плодородная и весьма плодоносная, выращивающая весьма высокие деревья. Так как в Иерусалиме находились знатнейшие прочих лица, разумею священников и правителей народных, то назвал их дубами васанитидскими, которые естественно плакали по причине посечения густого леса: знали они, что множество живущих во всей стране, как какой-нибудь лес, погибло, пораженное, как секирами, жестокими нападениями неприятелей. Под густым же лесом, о котором говорит именно, что посечен, можешь точно так же разуметь и самый народ иерусалимский, ибо он погибал от голода и войны, между тем как дубы васанитидские, то есть начальствующие, оплакивали его.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Разверзи, Ливане, двери твоя. Ты, народ языческий, отвори двери, которые были заключены для меня. И да пояст огнь кедры твоя, те кедры, которые тяжестью владычества своего подавляли народ Мой и причиняли ему скорбь. В словах сих Пророк подразумевает царей ассирийских из дома Селевкова, которые ненавидели Евреев и оружием своим причинили им много бедствий, и которых могущество сперва ослаблено Маккавеями, а потом совершенно сокрушено Римлянами. Их, по выражению Пророка, как бы поял огнь.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1–2 Открывай, Ливан, ворота свои и пусть пожрет [или: пожрет] огонь кедры твои. Рыдай, ель, ибо пал кедр, ибо и величественные опустошены. Рыдайте, дубы Васана, ибо пал лес крепкий

Под Ливаном, к которому обращена речь пророка в словах: Открой, Ливан, ворота свои, несомненно, разумеется храм Иудейский, который был возобновлен и окончательно устроен Зоровавелем, а потом по слову пророка (canitur) должен быть разрушен Веспасианом и Титом. А так как храм назван Ливаном в переносном смысле (μεταφορικῶς), то и в остальных словах пророк сохраняет тот же способ речи, обозначая именами кедров, елей, дубов Васана и обильного деревьями леса князей, священников и народ Иудейский. А Ливан открыл ворота свои, чтобы в них вступило Римское войско, и огонь истребил кедры его; это значит или то, что все опустошено пожаром, или то, что вожди и князья народа были истреблены во время нападения неприятелей. Ели рыдают, ибо пал кедр, т. е. главы народа и священники, оплакивающие себя взаимно вследствие своего разорения. И то, что первоначально он высказал с некоторой прикровенностью теперь выражает более ясно: Ибо и величественные опустошены. Я желаю знать, чти это за кедры Ливана, которые сожжены, что это за ели, которым предуказывается рыдание, что это за сосны, которых Он низверг: Величественные, – говорит он, – опустошены. Рыдайте, дубы Васана, – т. е. безславия и смятения, ибо лес крепчайший, – что на Еврейском выражено словом besor (בעוד), а у LXX переведено: изобильный деревьями, – был вырублен; потому что храм, считавшийся непреодолимым по своей крепости, и отстроенный разными царями и князьями, а затем Иродом, был разрушен до основания Римлянами. Некоторые, не понимая смысла этого места, относят названия: Ливан, ели, сосны, дубы Васана и лес, изобильный деревьями и крепкий к враждебным силам, которые у пророка Иезекииля названы именами Асура и Фараона: Вот Асур, кедр на Ливане, красивый ветвями и густою листвою, высокий ростом, вершина его среди облаков, вода питала его, бездна поднимала его (Иез. 31:34) и прочее, относящееся то к Асуру, то к Фараону; думают, что это относится или к враждебным силам, или к некоторым гордецам и владыкам, о которых мы читаем и в Псалме: Голос Господа, сокрушающего кедры и сокрушит Господь кедры Ливана (Пс. 28:5), и в другом месте: День Господа воинств на всякого обидчика и гордого и на всякого превознесенного (Ис. 2:12), а после народа: И на всякий высокий кедр Ливана и на всякое дерево, дуб Васана (Ис. 2:13). Эти люди утверждают также, что о том же Ливане пророчествуется так: Ливан падет с высокими. Но мы будем следовать прежнему толкованию, особенно в виду того, что и дальнейшее соответствует указанному нами значению.

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес. Слышен голос рыдания пастухов, потому что опустошено приволье их; слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана

Суд Божий, обнаруживающийся в опустошении страны

Суд Божий над избранным народом изображается под видом опустошения земли, уничтожения наиболее важных ее произведений. Опустошение земли - знак окончательного разрушения царства. Этот суд над Израилем был приведен в исполнение римлянами. Таково понимание св. Кирилла: пророк «предвозвещает будущее неверие в Него (во Христа) сынов Израиля… и то, что по этой причине должен быть сожжен самый храм и, конечно, Иерусалим… Совершилось же это рукою римлян, предводительствуемых некогда Веспасианом и Титом» (с. 148, Keil 616, Руж. 226; Urguhart, Die erfьllten Weissagungen… 1903. Ss. 169-17:0).