Толкования на Зах. 13:1

Свт. Иоанн Златоуст

В день он будет всяко место отверзаемо дому Давидову и живущим во Иерусалиме в предвижение и окропление

Домом Давидовым называет родство Давидово, так как Иосиф, обручник Марии, был из дома Давидова. «Обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова» (Лк.1:27; 2:4). С пришествием Спасителя всякое место открыто – восток, запад, юг, север.

Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.

Свт. Кирилл Александрийский

В день он будет всяко место отверзаемо дому Давидову и живущим во Иерусалиме в предвижение и окропление

Снова обращает речь к следующей за сим будущей судьбе возлюбивших явление Христа. Те, гордые и непослушные, подвергнутся, говорит, осаде и будут оплакивать свои собственные бедствия. Напротив, в духовном и поистине святом Иерусалиме и в доме Давидовом, то есть в Церкви, с явлением Христа из семени Давида по плоти, «всяко место будет отверзаемо», то есть будет некая обширная равнина и как бы привольная жизнь, треблаженная и беспечальнейшая. Впрочем, следует заметить, что это место евреи опять читают иначе. Вместо: «всяко место будет отверзаемо», они читают: всякий источник откроется. Весьма, впрочем, вероятно, что и цель перевода Семидесяти направлялась к тому же самому, чтобы выразить нечто подобное же, хотя (в нем) и иной способ чтения слов. Итак, непокорный и упорный Иерусалим, злой и отступник, «избивый пророки и камением побиваяй посланныя» к нему (Мф.23:37), получит воздаяние, соответствующее его собственным дерзким деяниям. Он будет вырублен подобно гранатовому саду. Для населяющих же духовный Иерусалим, или дом Иудин, то есть Христа, «будет всяко место отверзаемо», или во всяком месте будет источник, источающий воду очищения, очевидно воду святого крещения, чтобы быть полезным для уверовавших «и в предвижение и в окропление». Что же означает «предвижение»? – Передвижение иудеев от законного водительства в гражданство под властью Христа, от тени к истине, от образа и буквы к духовному служению. Какое же передвижение будет для еллинов? От неверия они приходят к вере во Христа, от первоначального неведения к чистому познанию истинно Сущего Бога, от мрака к свету. Передвижение же общее, свойственное всякому призванному по вере, как Иудею так и Еллину, это – от мудрования о плотском к избранию жизни святой и чистой, и к хождению в духе, по слову блаженного Павла (Рим.8:4, 9), от почитания того, что в мире, к любви к премирному. А что, принимая божественное и священное крещение, мы окропляемся кровью Христа в очищение греха, в этом как можно сомневаться? Итак, путь к передвижению и окроплению для живущих в доме Иудовом есть спасительное крещение, то есть всякое место отверзаемое, или всякий источник открывающийся и изливающий воду очищения.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

И отверзется источник спасения дому Давидову и живущим в Иерусалиме. Обыкновенный смысл слов сих таков: Иудеям, погруженным в печаль при мысли, что нет уже им надежды на спасение, источник спасения отверзет Ионафан брат Иуды Маккавея. По разумению же духовному и в истинном смысле, под именем источника спасения разумеем излияние пречистой крови и святых вод, истекших на святом кресте из ребр Господа нашего в окропление и очищение - в окропление для омовения от скверн и в очищение для изглаждения грехов.

Блж. Иероним Стридонский

В тот день откроется источник дому Давида и живущим в Иерусалиме для омовения грешника и нечистоты (menstruatae)

Об этом источнике, исходящем из дома Давидова, читается и у пророка Иезекииля (Иез. 47:2–5), что прорвется источник и разрастется в реку; которая называется водой отпущения и снисхождения; и продолжит он путь свой до пустыни и до моря, ныне называемого Мертвым, и оживотворит всех рыб, и по обоим берегам реки вырастут разного рода деревья, обильно приносящие плоды все новые и новые каждый месяц. А чтобы мы знали, что дом, т. е. храм Божий, есть именно дом Давида, дом, который у Иезекииля называется домом Божиим, у Захарии называется домом Давида. Этот источник, исходящий из дома Божия, относится к церкви и к познанию Писаний для того, чтобы мы все возродились во Христе, и чтобы были прощены грехи наши в воде крещения. Нет ничего более нечистого, чем женщина во время очищений, она делает нечистым всё, к чему ни прикоснется; однако и её нечистота омывается крещением Христовым. Вместо омовения грехов и нечистоты (menstruatae) LXX перевели: передвижение и орошение; это потому, что мы переходим от закона к Евангелию, от буквы – к, духу, от тени [истины] – к истине; вместо кратковременного настоящего наступает будущее вечное. А орошение обозначает кровь Господню, о которой говорит и Апостол Петр: Благодать вам и мир да умножится в послушание и окропление кровью Иисуса Христа (1Пет. 1:2). И снова: Зная что не сребром и золотом тленным вы искуплены, но драгоценною кровию как Агнца непорочного и чистейшего (1Пет. 1:1819). Тот, кто будет орошен и искуплен ею, тот может говорить с пророком: Ты окропишь меня, Господи, иссопом и очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега (Пс. 50:9).

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты

Уничтожение идолопоклонства и удаление лжепророков

За раскаянием, естественно, следует очищение от греха и освящение. Доступность этого очищения изображается под видом источника очистительной воды для дома Давидова и для жителей Иерусалима, т. е. для всех без исключения иудеев, без различия их положения.