Толкования на Зах. 14:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 Се дние грядут Господни, и разделятся корысти твоя в тебе. И соберу вся языки в брань на Иерусалим, и пленится град, и расхитятся домове, и жены осквернятся, и изыдет пол града в пленение

Указывая на спасительное страдание на кресте, немного пред сим сказал: «мечу, востани на пастыря моего и на мужа гражданина моего, глаголет Господь Вседержитель: порази пастыря, и расточатся овцы». Потом: что народ иудейский справедливо подвергнется ужасным наказаниям, научил и сему, присовокупив: «и наведу руку мою на пастыри, и будет в день он, глаголет Господь, две части потребятся и исчезнут, а третию проведу сквозе огнь, и разжгу я, якоже искушается злато». И каким образом всего естественнее надо разуметь это, о сем также сказали мы по мере сил своих. Так и приведенное теперь изречение относится к необузданно нечествующему Иерусалиму и обозначает нам образ пленения. «Се, говорит, дние Господни», то есть те, кои Он наводит справедливым решением и праведным судом, почему истинно и то, что говорит чрез другого пророка: «нет зла во граде, еже Господь не сотвори» (Ам.3:6); ибо не может быть такого бедствия для всего города, которое, говорим, не совершилось бы по Его попущению и изволению положить наказание за преступления тем, кои неудержимым влечением устремляются ко злу. Итак называет днями Его потому, что возвещается о гневе Его (во время их), когда они уже несносно неистовствовали, избив пророков, присоединив к ним и Сына. А что будет во дни те, это открывает в словах: «разделятся корысти твоя в тебе (очевидно, собранные все народы), и расхитятся домове», и жены вместе с детьми будут насильственно увлечены, ибо тогда, говорит, «пол града изыдет в пленение». Говорят, что Римляне, взяв город и не обратив внимания на бесстыдство сражавшихся с ними, сожгли и самый храм и постройки крепости, но пощадили обратившихся к ним (с мольбою) обитателей верхнего города и храма. Смотри, до какой смелости, говорит, дошли победители, так что, расхитив дома, не тотчас ушли с добычею и, прибыв в палатки, не совершили там на досуге дележ. Но сделали это в самом взятом городе, чего не случилось бы, если бы был какой-либо защитник подвергшихся такому бедствию и поборник против опустошителей. Осквернятся, говорит, жены, будучи насильственно увлекаемы другими и подвергаясь лишению чести, и притом часто на виду их законных сожителей. Таковы ужасы войны и бедствия, бывающие с теми, кои раз подверглись плену и совершенно беспомощны.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Се день Господень грядет, то есть приближается день, предопределенный Иерусалиму. И разделятся корысти твоя в тебе. Пророк указывает на времена Антиоха Епифана, когда Греки добычу, взятую во Иерусалиме, разделили внутри стен его.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1–2 Вот наступают [или: наступят] дни Господни, и будет разделена добыча твоя среди тебя. И соберу все народы на войну против Иерусалима, и город будет взят, и опустошены будут дома, и женщины подвергнутся насилию, и выйдет средняя часть города в плен, но остальная часть народа не будет удалена из города

Дни, наступлением которых угрожает Господь, – когда добыча из Иерусалима будет делиться в средине его, и когда произойдет все прочее, заключающееся в пророческой речи, – суть те дни, о которых мы читаем и у пророка Исаии: Наступит неотвратимый день Господень [день] ярости и гнева, чтобы обратить весь круг земли в пустыню и уничтожить с него грешников (Ис. 13:9). Сколь велика будет нужда, чтобы делить добычу из него в средине его? Так бывает часто, что награбленное в городе при внезапном нападении делят вне [города], на поле или в пустынном месте, чтобы случайно не напали враги. А здесь тяжесть бедствий будет так велика, что награбленное в городе будет делиться посреди его вследствие полной безопасности для победителей. И не только будет взят Иерусалим, после возбуждения на войну против него всех народов, но будут опустошены дома живущих в Иерусалиме, и женщины подвергнутся насилию к великому прискорбию господ и мужей, которые не могли воспрепятствовать ни разграблению домов, ни насилиям над женами со стороны врагов, как об этом мы читаем и в другом месте: Собравшиеся среди тебя падут от меча, и на глазах ваших растерзают ваших детей, и разграбят домы ваши, и возьмут жен ваших (Ис. 13:1516); ничего не может быть ужаснее и несчастнее, как то, что под страхом за свою жизнь они не осмелятся выступить на защиту жизни своих детей и целомудрия своих жен. То же самое с угрозой говорит нечестивому священнику Амасии и пророк Амос: Жена твоя будет блудодействовать в городе, сыны твои и дочери падут от меча, и земля твоя будет измерена землемерною веревкою (Ам. 7:17). И случится все это с городом Иудейским потому что возмутились племена и народы замыслили тщетное; восстали цари, и владыки собрались воедино против Господа и против Христа Его (Пс. 2:12). [Но] Он посмеялся и поругался над ними и во гневе Своем привел их в смятение настолько, что и Апостол, видя годы, назначенные для покаяния уже исполнившимися, а убившие Господа и гонители пророков и апостолов тем не менее упорно настаивают на отвержении [учения], говорит: Приближается на них [или: нас] гнев до конца (1Фес. 2:16). Иосиф, написавший Иудейскую историю весьма подробно изображает, что Иудеи перенесли все это, и даже большее, чем то, что мы читаем у пророков. То же нужно сказать и о Корнелие Таците, который составил «Жизнеописания Цезарей» в тридцати книгах от смерти Августа до смерти Домициана. А каким образом взята средняя часть города, остальной же народ остался в крепости, это показывается и в то время, и в другие, – именно: северная и нижняя часть города была взята, а гора храма и Сион, на котором находилась крепость, осталась нетронутой. Иудеи говорят, что это должно исполниться при Гоге, а другие [утверждают], что это отчасти исполнилось во времена владычества Македонян, Египтян и различных народов. А мы, оставляя точное указание времени определению Господа, будем изъяснять то, что написано.

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города

Последнее нападение язычников на Иерусалим, явление Господа и дарование оставшимся после разгрома города чудесного средства спасения

В гл. XIV, в первых стихах, подробнее развиваются мысли ст. 7-9 предыдущей главы. Наступит день для обнаружения могущества и Правосудия Божия и для окончательного испытания оставшейся третьей части иудеев, когда Иерусалим сделается добычею врагов на глазах побежденных распоряжающихся их собственностью. Все народы соберутся на войну против Иерусалима; взятый город будет разграблен, женщины будут обесчещены, и целая половина населения пойдет в плен; однако, истребление не будет всеобщим и окончательным: часть жителей Иерусалима уцелеет.