Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету; мнюся бо и аз Духа Божия имети
Сказав: «но она блаженнее», и предупреждая, чтобы ты не подумал, будто это закон человеческий, услышав слова его: «по моему совету», он присовокупил: «а думаю, и я имею Духа Божия». Поэтому ты не можешь сказать, что это – мнение человеческое, но это – определение благодати Духа и закон божественный. Итак, не будем думать, что это – слова Павла, но – Утешителя, который преподает нам такой закон.
Если же он говорит: «думаю», то говорит не как не знающий, но как умеренный и скромный. Таким образом, о том, что она «блаженнее», он сказал; а как «блаженнее», об этом не прибавил, сделав достаточное указание в том, что он преподает определение Духа. Если же ты хочешь исследовать это и суждением, то найдешь здесь великое обилие доказательств, и увидишь, что вдова блаженнее не только по отношению к будущему веку, но и в настоящей жизни.
Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее.
Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету; мнюся бо и аз Духа Божия имети
Снисходит на второй брак, но «блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак. Ибо как девство лучше первобрачия, так первобрачие, или однобрачие – второбрачия» (Феофилакт). По моему совету, так я думаю, предлагаю, убеждаю, не закон налагая, а свободе предоставляя выбор лучшего. «Потом, чтобы не сказал кто: если это не законоположение, какая нужда поступать когда-либо по этому совету? – Апостол присовокупил, что советует это по внушению Духа Святого. Хотя по немощи вашей не возводится этот совет в закон, но предложение его идет свыше. Мнюся бо и аз Духа Божия имети. Не думайте, что эти советы – мои, человеческие; нет, они суть законоположения Духа Утешителя» (Экумений). Он законоположил, чтоб такие дела предлагаемы были в Церкви как совет, и чтобы делающие их делали по полному своему произволу; но то самое, что Он внушил дать такой совет, заставляет быть убежденными, что Ему желательно, чтобы он был исполняем. Неузаконение сего не есть умаление достоинства девства, а его возвышение. Его приносят как жертву и дар, а не как иго закона несут.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия
См. Толкование на 1 Кор. 7:39
Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия
Надо отметить, что ту, которая воздерживается от супружества, следует называть не просто блаженною, но апостол назвал ее блаженнейшею, научая этим, что и вступившая во второй брак вовсе не несчастна, но блаженна, сочетавшись по апостольскому закону. Ибо и она оказывается сравнительно блаженною.
Толкования на послания апостола Павла.
Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия
Это сказано для сравнения: [вдова] блаженна, если выйдет замуж и будет под покровительством мужа, но блаженнее, если, заботясь о благочестии, не выйдет замуж, но посвятит себя Богу.
Фрагменты.
Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия
Чтобы подчеркнуть законность и прозорливость своего совета, самоуничижением в слове Павел придает речи высокое звучание.
На Послания к Коринфянам.
Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия
См. Толкование на 1 Кор. 7:39