ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев
После этого достойны ли мы хоть вспоминать Павла? Он, имея благодать, споспешествовавшую ему, не думал, однако же, что этого уже и достаточно, но сам себя подвергал тысячам опасностей; мы же, не имеющие такого дерзновения, из какого, скажи мне, источника почерпнем надежды, что и души сохраним, вверенные нашему попечению, и привлечем не вошедших еще в Церковь? Каким образом можем надеяться на это мы, люди, заботящиеся только об удовольствиях, ищущие всегда одного только - покоя, если не можем, или, лучше, не хотим подвергаться опасностям даже во сне, отстоящие по мудрости так же далеко от Павла, как небо от земли? Потому-то и пасомые нами так много ниже тогдашних. Тогдашние ученики были лучше теперешних учителей: им грозили и люди, и тираны, у них везде были враги, и, однако, ничто не могло преклонить и поколебать их хотя бы на короткое время. Послушай, что говорит апостол в Послании к Филиппийцам: потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп 1:29). И еще в Послании к Фессалоникийцам: Ибо вы, братия, сделались подражателями церквям Божиим, во Христе Иисусе, находящимся в Иудее… Видишь ли, тогда все о том только и думали, чтобы совершать доброе. Потому-то и благодать действовала с такой силою; потому-то тогда и жизнь проводили в подвигах.
Гомилии на послание к Ефесянам.
См. также Толкование на 1 Сол. 2:13
вы бо подобницы бысте, братие, церквам Божиим, сущим во Иудеи о Христе Иисусе, зане таяжде и вы пострадаете от своих сплеменник, якоже и тии от Иудей
Пиша к филиппийцам, Апостол говорил, что им дано не только веровать в Господа, но и пострадать за Него. И здесь то же, сказав о вере солунян, поминает и об их страданиях, как необходимых спутниках веры. На сие бо лежим, как говорит он после (3, 3).
Прежде сказал: подобницы бысте нам и Господу, приемше слово в скорби мнозе с радостью Духа Святаго (1, 6). Здесь говорит: подобницы бысте церквам Иудейским. Хочет он утвердить в них ту мысль, что в устроении спасения все страдают: Господь, Апостолы Его и все верующие. Таков закон явления на земле истины о Христе Иисусе — разделение людей и восстание одних на других (Мф. 10, 35 — 37). На приемников и носителей слова Божия вооружаются неприемлющие его и гонят их. Так было в Иудее, так повсюду, так и у вас. В том, что на вас восстали, не укор слову и не подрыв его истинности, а, напротив, доказательство того, что оно из ряду вон выходит, не земно есть — Божественно. Частицею бо (ибо) показывается, что Апостол здесь приводит причину. На что? — На то, о чем говорил пред сим,— что слово, проповеданное ими и принятое солунянами, Божественно и Божественную силу и действие оказывает в них. Каким образом неприятность и гонения от своих служат тому доказательством? — Таким: принятое слово, действием благодати, изменило образ мыслей, нравы и поведение уверовавших. Это отособило их от своих и вооружило сих последних против них. Гонения тем доказывают Божественность слова, что указывают на существенное изменение уверовавших в умах и сердцах, которому нельзя бы было произойти, если б слово не было Божественно. С другой стороны, гонимые терпят и твердо стоят на своем. Откуда это? — От той же силы слова, принятого с верою. Таким образом, Божественность слова доказывается и тем, что есть гонение, и тем, что приявшие слово остаются верными ему, несмотря на сие гонение. Святой Златоуст говорит: «То, что они приняли слово надлежащим образом, доказывает он искушениями, коим они подвергались. Как бы вы, говорит, стали переносить такие опасности, если б не внимали словам нашим, как словам Самого Бога». Экумений прибавляет: «Что вы слово наше приняли как слово Божие, видно из того, что вы возмогли перенесть такие скорби. Как из того, что сам потерпел, Апостол доказывал выше, что проповедует Божественное, так из того, что те потерпели, доказывает теперь, что они приняли проповедь его как слово Божие». То же и у Феофилакта.
Сравнением Церкви Солунской с Церквами Иудейскими придает ей большую честь и воодушевляет к терпению. Уже прозелиты из язычников привыкли смотреть на Иерусалим и на Иудею как на святилище истины Божией. Тем с большим благоговением должны были относиться к тамошним христиане из язычников. Там действовал Господь, там сошел Дух Святой, там основались первые Церкви, оттуда вышли Апостолы во всю вселенную. Тамошние Церкви были образцовые, и уподобиться им было славою христиан, живших вдали. Тут исполнялось пророчество святого Исайи о славе Сиона и желательном стремлении к нему языков за просвещением и истиною (Ис. 2, 2-3).
Указав на Церкви в Иудее, Апостол охарактеризовал их так: церкви Божии о Христе Иисусе, — чтоб показать, что не все тамошние общества суть истинные Церкви. «Поелику и иудейские синагоги были, по видимому, о Боге, то Апостол говорит о Церквах верующих, что они суть не о Боге только, но и о Христе Иисусе, ибо отвергшийся Сына и Отца отверглся есть» (Экумений, подобно и Феофилакт). У Апостола и здесь та же цель — держать внимание солунян на мысли о разделении, всюду произведенном словом истины, которую они проповедуют. А это необходимо ему было для отстранения того недоумения, на которое наводило неверие иудеев. Как, иудеи, чтители Бога истинного, блюстители откровений Его, вам не верят? Верно, ваши слова не от Бога? Апостол разбивает сие недоумение, говоря, что не все не веруют, и потом изображает мрачными чертами иудеев неверующих — в стихах 15, 16.
Лучшая часть из иудеев уверовала и составила славные Церкви о Христе Иисусе. И они-то страдают от своих же единокровных иудеев, как вы от своих соплеменников. Если б все иудеи не верили, было бы стойко это недоумение; но как из них составились целые Церкви, то в этом сильное доказательство истины слова. Ибо уверовавшие страдают от своих, а при этом надобно иметь более сильные побуждения и основания к вере, нежели к неверию, так как неверие оставляло бы их в покое, при старых порядках, которые они прежде сами ценили высоко. Святой Златоуст говорит: «Если и иудеи решились с терпением переносить все за веру, то это служит немаловажным доказательством того, что проповедь истинна». Феофилакт продолжает ту же мысль: «Немалое доказательство истины Евангелия в том, что иудеи охотно терпят за то, что прежде сами преследовали».
Отделив, таким образом, верующих иудеев от неверующих, святой Апостол строго налегает всею тяжестию суда на последних.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
Ст. 14-16 ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца
Не печальтесь от того, что терпите преследование даже от братий своих, так как у вас есть сообщники в этом. Не падайте духом, ибо если бы даже расхищены были дома ваши, то и в этом вы имеете участников и сотоварищей. Ведь вы подражателями стали, братья, церквей Божиих, сущих во Иудее; потому что тоже самое потерпели и вы от соплеменников ваших, как и они от Иудеев; - от тех, кои не только Иисуса Христа убили, так что могли бы сказать: по ревности умерщвляем Его, но и Пророков убили, и нас Апостолов изгнали, и Богу делами своими не угодили и особенного благопопечения Его лишились. И чрез это самое сделались противниками всем людям, ибо всяческими силами старались они препятствовать и остановить благовестие всем язычникам, - устрояли нам препятствие возбуждением гонений против нас во всяком городе и дабы не говорить язычникам слово Божие, чтобы не спаслись они, так что чрез это наполняется всецело мера греха их и да приблизится на них конец гнева в кончине мира, то есть да постигнет их воздаяние правды в конце мира.
Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.
ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от иудеев
Живое и бессмертное Тело Богочеловека Христа, Церковь, есть живой и бессмертный свидетель присутствия истинного Бога на земле.
В ней живет Бог со всей полнотой Своего божественного добра, а потому и восстает против нее все земное зло!
В ней живет Бог со Своей божественной правдой, а поэтому обрушивается на нее вся земная ложь!
В ней живет Бог со Своей божественной жизнью, а поэтому нападают на нее все земные смерти и мучения.
Нет ничего странного в том, что христиане чаще всего и больше всего терпят зла от своих единоплеменников. Первая Церковь в Иерусалиме страдала в основном от евреев, несмотря на то что сами члены ее были евреями. Так и вы, фессалоникийцы, страдаете от ваших единоплеменников. Почему? Потому что находящееся среди вас солнце правды и истины Христовой осветило их тьму, а из–за этого их ложь и неправда восстали против вас. Но от солнца правды умирает всякая ложь!
Вы страдаете от своих единоплеменников потому, что вам дана вера в Христа, за Которого мы должны и пострадать. Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1:29). Вера в Него есть жизнь – жизнь в Нем и ради Него. А Его, единого истинного Бога и Господа, не могут победить ни лжебоги, лженауки, лжефилософии, ни их приверженцы.
Вы страдаете еще и для того, чтобы понять и почувствовать, что мучения за Христа легки и сладки из–за той силы, которую Господь дает всем верующим, так что они радуются о всяком страдании, переносимом ради Него.
Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее
Чтобы кто-нибудь не понял под церквами в Иудее синагог иудейских, то он поэтому прибавил: во Христе Иисусе, чтобы яснее показать, что говорится о церквах верующих.
потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев
Утешение великое! Ибо, если иудеи, ревнители отеческого закона, уверовавши однажды, столько потерпели, то сколько более должны вы? Немалое доказательство истины Евангелия в том, что иудеи охотно страдают за то, что прежде сами преследовали.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от иудеев
См. Толкование на Мф. 13:57
ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев
Содержит прекрасное опровержение тюбингенской гипотезы (Ф. Баура) o якобы существовавшей вражде между Ап. Павлом и церквами в Иудее. Ф-цы стали подражателями этих последних, и в словах Ап. Павла чувствуется «удивление, полное любви» (Lightfoot) пред стойкостью иудейских христиан, ставших образцом для христиан Ф-ки. С другой стороны этот стих прекрасно подтверждает наши выводы о состоянии церкви в Ф-ке, и об источнике гонения на христиан. «Хотя в книге Деяний Евреи являются главными гонителями Ап. Павла в Ф-ке все же мы не можем сомневаться в том, что ход событий был всюду одинаковый; оппозиция Евангелию, возбужденная Иудеями, была подхвачена местным населением, без содействия которого они были бы бессильны» (Lightfoot op. cit. 32 ст.).
Ст. 14-16 ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца
Здесь содержится самая сильная атака на Еврейство со стороны Ап. Павла (сравни Деян VII:51-03). «Это единственное место в его посланиях, где употреблено выражение «жиды», подобно тому как это делается в Ев. Иоанна, для обозначения избранного народа как врагов веры во Христа. Чтобы понять это место, так сильно отличающееся по языку от IX-X гл. к Рим, мы должны припомнить, что Ап. Павел, вообще человек с страстной натурой, еще больно чувствовал недавнее против себя гонение со стороны своих соотечественников, которые, как он это сознавал, боролись не только против него, но против Бога и истины» (Iulford, Thessalonians, crp. 22).
Толковая Библия.
См. также Толкование на 1 Сол. 2:13
ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев
Учение апостола Павла о Церкви нашло свое выражение в его хорошо известной формулировке «Церковь Божия во Христе – έκκλησία τοΰ θεοΰ ένΧριστφ» (Гал. 1: 22; Флп. 1: 1). До настоящего времени ведутся споры об этой формуле, и у нас нет общепринятого ее толкования; напротив, одно толкование исключает другое. Богословская мысль колеблется относительно этой формулировки между двумя полюсами, видя в ней или выражение церковного мистицизма, или простое указание на то, что έκκλησία христианская отлична от έκκλησία иудейской или языческой. Вопрос о мистицизме апостола Павла, личного или церковного, – отдельный, выходящий за рамки этой статьи. Не нужно искать этого мистицизма в данной формулировке; по крайней мере, если и искать, то не только в ней. Когда говорят, что данный оборот указывает только на то, что здесь речь идет о христианской έκκλησία, это было бы приемлемым толкованием, если бы термин έν Χριστφ встречался только применительно к Церкви. Однако это выражение часто встречается у апостола Павла и применяется к разным понятиям. Так, например: «Просим… уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе (προϊστάμενοι έν Κυρίφ, то есть, έν Χριστφ)» (1Фес. 5: 12); «воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5: 18); «искупление во Христе Иисусе» (Рим. 3: 24); «любовь Божия во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 39); «младенцы во Христе» (1Кор. 3: 1); «свобода, которую мы имеем во Христе Иисусе» (Гал. 2: 4); «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 23) и другие. Можем ли мы отделить все эти выражения, как и многие другие, в которых встречается оборот «во Христе», от формулировки «Церковь Божия во Христе»? Вправе ли мы полагать, что первая серия выражений касается определенных отношений между верующими и Христом, тогда как выражение «Церковь Божия во Христе» служит лишь для того, чтобы отличить одну έκκλησία от другой? Разумеется, апостол Павел не строг в своих формулировках, но мы не можем допустить, что он меняет их смысл столь радикально: Павел настойчиво возвращается к выражению έν Χριστφ, и это доказывает, что он придавал ему особую значимость. Следовательно, это выражение должно было иметь для него один и тот же смысл. Тогда, чтобы истолковать выражение «Церковь Божия во Христе», мы должны исходить из того, что оборот «во Христе» имеет совершенно определенный смысл.
В этой формуле первое свойство Церкви есть «Божия» – той Θεοΰ: оно показывает два «момента» в природе Церкви. Прежде всего, Церковь есть собрание народа Божия, который Сам Бог призвал к Себе. «Собирание» и выбор происходит от Бога. Только те, кто были избраны и призваны Богом, могут быть в Церкви. «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17: 11). Апостолы были даны Христу от Бога, и через апостолов те, кто уверуют благодаря их слову. Для апостола Павла, как и для апостола Иоанна, апостолы и все верующие составляют народ Божий. Совпадение между учениями апостола Павла и апостола Иоанна объясняется тем, что учение о народе Божием было «принято» апостолом Павлом как «предание». Особенность учения апостола Павла состоит в том, что он включает понятие народа Божия в понятие Церкви как Тела Христова. Этим объясняется то, что послания апостола Павла не развивают полностью учение о народе Божием.
Далее, Церковь – «Божия», поскольку она принадлежит Богу. На горе Синай Бог заключил посредством Моисея завет (διαθήκη – berith) с еврейским народом. Этот завет состоял в том, что Бог признал целый народ как Свой собственный, и Сам Бог стал его Царем. Моисей «взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24: 7). Принадлежность народа Богу определялась исполнением Закона, данного народу на Синае. Эта принадлежность была скреплена кровью. Моисей «послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу]. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник… И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24: 5–8). В Новом Завете народ принадлежит Богу совершенно особым образом. В Ветхом Завете принадлежность народа Богу не позволяла преодолеть трансцендентность Бога народу. «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» (Евр. 12: 18–19). В Новом Завете эта трансцендентность устранена во Христе, поскольку Церковь как собрание народа Божия – это Сам Христос в Своем Теле. Народ Божий собран Богом уже не на Синае, как это было в Ветхом Завете, но в храме Тела Христова (Ин. 2:21), через жертву на Голгофе. Не кровь тельцов скрепила печатью принадлежность народа Богу, но кровь Христа, пролитая Им раз и навсегда (έφάπαξ – Евр. 7:27). В Церкви и через Христа происходит усыновление народа Богом. Во Христе весь народ стал возлюбленными сынами Божиими. Вот почему Церковь – «Божия»: она принадлежит Богу, как принадлежит Ему Христос.
Эта особая принадлежность Церкви Богу выражена апостолом Павлом в формулировке «во Христе». Итак, эта формулировка не технический эпитет, определяющий христианскую церковь, и не образ, служащий для выражения того, что Христос живет в Церкви. Эта формулировка «во Христе» должна быть понята во всей своей ценности и полноте. Она выражает истинную реальность, а именно то, что Церковь Божия существует во Христе, она собрана Богом в храме Тела Христа, который есть Церковь. Это органичное и целостное собрание осуществляется в Евхаристии, во время которой мы все становимся Телом Христовым. Таким образом, формулировка «во Христе» – это само выражение учения Церкви о Евхаристии. Те, кто в Теле Христовом, те и во Христе, поскольку там, где Тело, там и Христос. Через Его Тело мы во Христе, но также быть во Христе мы не можем иначе, чем через Его Тело.
Благодаря этому в формулировке «Церковь Божия во Христе» первая и вторая части взаимозаменяемы: «Церковь» означает «во Христе», и «во Христе» значит «Церковь». Эта взаимозаменяемость двух частей не означает их тождественности. Церковь есть Тело Христово в его евхаристическом аспекте. Тело неотделимо от Христа, но в строгом смысле слова оно не Христос. Говоря о Церкви, можно сказать, что она есть Христос, подразумевая, что это Христос в своем евхаристическом аспекте. Вероятно, именно в этом смысле апостол Павел употребил выражение «так и Христос – οΐιτως καί ό Χριστός» (1Кор. 12: 12), подразумевая под этим Его Тело в евхаристическом аспекте, неотделимое от Христа. Вот почему, будучи в Церкви, мы «во Христе», но мы – не Христос. Христос остается личностью, но не становится Христом космическим или пантеистическим. Взаимозаменяемость двух частей формулировки «Церковь Божия во Христе» – это выражение истинных отношений между Христом и Церковью, но она не утверждает идентичность Христа и Церкви.
Взаимозаменяемость двух частей формулы «Церковь Божия во Христе» дает ключ для понимания всех выражений апостола Павла, где встречаются слова «во Христе». Так, выражение «предстоятели во Христе» означает, что они – «предстоятели» церкви, потому что быть во Христе возможно не иначе как находясь в Теле Христовом. «Воля Божия во Христе» значит воля Божия, проявляющаяся в Церкви; «мертвые во Христе» – те, кто умерли, находясь в Теле Христовом, то есть в Церкви. Все эти выражения, как и много других аналогичных, указывают не на личные отношения между Христом и верующими, но на факт, что они находятся в Церкви. Этот смысл выражения «во Христе» проявляется с наибольшей ясностью в 2Кор. 5: 17: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». Здесь «во Христе» не может быть понято как выражение, указывающее на отношения с Христом, как надежда или любовь «во Христе», что можно интерпретировать как надежда или любовь, источник которых Христос. «Во Христе» определяет не отношения, но сам факт действительного «бытия» во Христе. Те, кто во Христе, – новая тварь, поскольку «вхождение» в тело путем «вхождения в Церковь» осуществляется творческим действием Бога – созданием нового человека. В этом творческом акте те, кто пришли ко Христу, становятся είς во Христе, потому что Христос один в Своем Теле. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христе Иисусе (πάντες γάρ υιοί θεοΰ έστε διά τής πίστεως έν Χριστψ Ίησοΰ)« (Гал. 3: 26). Вера во Христе не есть вера во Христа. Верою в Бога, которая нас приводит в Церковь, мы становимся сынами Божиими. Иудеи верили в Бога, но эта вера лишь несовершенным образом делала их Его сынами, «ибо закон ничего не довел до совершенства» (Евр. 7: 19). И только вера во Христе может привести к истинному усыновлению. «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал. 4: 6). В этом же послании апостол Павел пишет: «все вы одно (είς έστε) во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28). Это «одно во Христе» значит, что Христос «один», и тогда мы, будучи в Его Теле, тоже «одно» в Нем. Согласно древним семитским представлениям, предок заключает в себе всех потомков, а потомки содержат в себе своих предков. И потомки и предок всегда были «εις». Как ветхий Адам заключал в себе все древнее человечество, и все человечество было »είς« в нем, также и новый Адам заключает в Себе все новое человечество, весь народ Божий, который »είς«, потому что в Церкви он есть Христос в Своем Теле. Повторим еще раз: »εις έστε« здесь не означает, что «мы» тождественны Христу. Церковь не личность Христа, ни с моральной, ни с мистической точки зрения. Церковь есть действительное Тело Христово в своем евхаристическом аспекте, но она не Христос.
Учение апостола Павла о «жизни во Христе» служит в конечном счете «лакмусовой бумажкой» для выяснения, верна ли наша интерпретация выражения «во Христе»; это учение, однако, очень трудно для понимания. Без всякого сомнения, оно вытекает из мистического опыта апостола Павла, но то, что оно выражает, не является чем-то только мистическим. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе. <…> Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 11, 23). Можем ли мы понимать «жизнь во Христе» только как «жизнь божественную», которую Христос дает членам Церкви? Сводить смысл выражения «жизнь во Христе» к указанному смыслу значило бы минимизировать мысль апостола Павла. Жизнь «во Христе» значит, в самом деле, то же, что и сами слова «во Христе» в других местах. Это не дарование жизни, но сама жизнь. Входя в Церковь, мы умираем в таинстве крещения для греха, и мы рождаемся в этом же таинстве как «новая тварь». Умершие для греха, мы живые для Бога, потому что мы действительно пребываем в Теле Христовом. Жить в Его Теле – это жизнь вечная, ибо Христос есть первенец из умерших, и в Нем мы будем преображены по образу Его Тела славы. Находясь в Церкви, мы действительно живем «во Христе», поскольку сама Церковь – «во Христе». Если мы живем во Христе, поскольку мы пребываем в Его Теле, Сам Христос также пребывает в нас. «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2: 20). Это «я», о котором идет здесь речь, относится прямо к апостолу Павлу, это выражение его мистического опыта; но это «я» относится также к каждому члену Церкви, живущему в ней. Будучи еще во плоти, мы живем уже в вере в Сына Божия, ибо, находясь в Его Теле, мы соединяемся с Христом прославленным. Христос живет в нас Своим Телом, и мы живем в Нем, потому что мы в Его Теле. «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2Кор. 13: 5); «От Него и вы во Христе Иисусе» (1Кор. 1: 30). Во Христе мы – живые для Бога, потому что Христос в нас, и через Него «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8:11). Если Христос пребывает в верующих, Дух живет в них, и тогда «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Церковь во Христе, и мы в Церкви, и Христос в нас, и мы в Нем; следовательно, мы тоже от Отца. Вот цепь, которая связывает всех со всеми и с Богом через Христа в Церкви Божией. «Да будут все в Нас».
Жизнь во Христе создает единство жизни в Церкви Божией, но это единство не является тождеством жизни Церкви с жизнью Христа. Лучше было бы сказать, что жизнь Христа в нас – не целостная жизнь Христа. Мы живем во Христе, потому что мы пребываем в Его Теле; Христос живет в нас, потому что Его Тело есть храм, в котором собирается народ Божий для служения Богу. Если Христос живет в нас Своим Телом, которое есть храм, тогда наши тела суть храм Святого Духа, Который в нас и Который приходит к нам от Бога (1Кор. 6: 19).
«Церковь Божия во Христе» – это собрание народа, объединенного Богом во Христе. Такова формула учения апостола Павла о Церкви: акцент в этой формулировке сделан не на идее собрания, как могло бы показаться исходя из непосредственного смысла слова «έκκλησία», но на идее «созыва», собирания этого собрания. Евхаристическое собрание – это собрание членов Церкви и в то же время «созыв» (convocation), ставший единым Телом Христа, одного и единственного. Бог «созывает» всех в Церковь, в которую созванные входят через крещение, и объединяет всех членов Церкви в Тело Христово.
Церковь Божия во Христе.