ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе
Пусть он [вельможа] обладает бесчисленными богатствами, пусть облечен он великой властью, пусть будет у него славная родина, знатные предки и пусть обращает он на себя взоры всех. Посмотрим же, не презреннее ли этот вельможа всех рабов? Противопоставим ему не просто раба, но раба, принадлежащего рабу; ведь и слуги многие имеют рабов… Между нами не так бывает: если кто несчастлив, то многие страдают с ним; а если кто счастлив, то многие с ним радуются, как говорит апостол: Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12:26). Предлагая такие увещевания, в одном случае он говорил: кто наша надежда, или радость… не вы ли? (1 Фес 2:19- 20). В другом: ибо теперь вы живы, когда вы стоите в Господе. В третьем: От великой скорби и стесненного сердца я писал вам (2 Кор 2:4); или: кто изнемогает, с кем и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся? (2 Кор 11:29).
Гомилии на Евангелие от Матфея.
Таким и следует быть учителю; так следует заботиться об учениках - следует считать их всем для себя. Ибо теперь, говорит Павел, мы живы, когда вы стоите в Господе; и еще: ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом? (1 Фес 2:19). Видишь ли, как он заботится о благе учеников не менее своего собственного? Учителя должны превосходить плотских отцов, должны быть усерднее их. Но и дети должны питать любовь к ним. Повинуйтесь, говорит он, наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет (Евр 13:17).
Гомилии на 2-е послание к Тимофею.
См. также Толкование на 1 Сол. 3:7
яко мы ныне живи есмы, аще вы стоите о Господе
Мы живы. Так говорит о себе всякий, над кем тяготела беда и миновала: неизвестность о солунянах причиняла смертную скорбь Апостолу, теперь это миновалось, камень спал с сердца, и он чувствует себя ожившим. Или так: обстоятельства мои тяжелы, как смерть, так что могу сказать: по вся дни умираю (1 Кор. 15, 31). Но, получив добрую о вас весть, я ожил. Все забыто, все нипочем, когда вы стоите… На нас повеяло жизнию. Или так: жизнь Апостолов — успехи Евангелия и веры Христовой; тут их душа. Услышав о непоколебимости в вере солунян, Апостол говорит: то и жизнь нам, когда мы верны Господу. «Не сказал: мы воодушевились, а что? — Мы ныне живы есмы, показывая тем, что смертию Для себя считаем не иное что, как их преткновение, а жизнию — их преспеяние» (Златоуст), «их твердость в вере и стояние во Христе» (Феодорит, Экумений).
Аще стоите о Господе. Стоять в Господе есть — непоколебимо веровать в Него, прилеплену быть к Нему и неуклонно следовать заповедям Его. «Стоят в вере те, кои веру в Него хранят непоколебимую и жизнь ведут сообразно с верою» (Экумений). Господь — источник и стихия жизни. Стоящие в Нем, в Нем вкоренены, с Ним соединены и объединены, в Нем сокровенны сердцем и помышлениями.
Аще — не означает сомнения, а напротив, полную уверенность, что солуняне не стоят только, но и будут стоять в Господе, — уверенность в их непоколебимой твердости. Если б не было такой уверенности, не было бы помянутого излияния радости. Сомнение убивало бы ее в самом зародыше. Можно, однако ж, предполагать, что, употребляя такой оборот речи, Апостол скрытно приводит и увещание: смотрите же стойте, не колеблите моей в вашей стойкости уверенности, иначе, вы убьете меня.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе
Итак, теперь мы живем пред Богом, если только вы твердо стоите в этой самой вере Господа нашего.
Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.
ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
См. Толкование на 1 Сол. 3:6
ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе
Вот любовь отца к детям в самой высокой степени! Апостол беспокоился, не поколебалась ли вера его чад, рожденных благовествованием Христовым, но, услышав, что она не поколебалась, и узнавши о любви их к себе, утешился и успокоился в скорбях и лишениях своих, которые были так велики у него. Он почитает себя как бы воскресшим при вести о их вере: мы живы, когда вы стоите в Господе.
Дневник. Том II. 1857-1858.
ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе
Не сказал: мы утешились, но: мы живы, показывая тем, что преткновение их он считает смертью для себя, а преуспеяние их, стояние и утверждение во Христе - жизнью.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе
А посему [говорит апостол,] я взываю к любви вашей и призываю вас в Господе: не пекитесь о настоящем, братья мои, которое вы не можете с собой унести после смерти; остерегайтесь грехов, остерегайтесь беззакония, остерегайтесь мирских похотей. Ведь тогда плод наш остается в нас невредимым, и награда наша у Господа полна радости. Ибо хотя мы и говорим то, что должно говорить, хотя и проповедуем то, что должно проповедовать, и выполняем свой долг перед Господом в глазах Господа, потому что мы не умолчали о том, чего боимся, не умолчали о том, что любим, так что Он не обнаруживает того, что вменяется стражу в вину, на кого бы ни пал меч кары Господней, - однако мы хотим, чтобы награда наша была несомненна, не так, чтобы вы при этом пропали, но чтобы были обретены. Ведь и апостол Павел был уверен в награде своей, но что он говорил народу? - теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Проповеди.
ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе
См. Толкование на 1 Сол. 3:5