Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Последняя версия Следующая версия справа и слева | ||
new:act:01:02 [2016/06/14 13:58] tahia2011 [Блаж. Феофилакт Болгарский] |
new:act:01:02 [2020/04/23 14:15] marina [Лопухин А.П.] |
||
---|---|---|---|
Строка 5: | Строка 5: | ||
===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ||
- | ** до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал** | + | **до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал** |
См. Толкование на [[new:act:01:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 1:1]] | См. Толкование на [[new:act:01:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 1:1]] | ||
- | ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== | ||
- | **Даже до дне, в оньже заповедав апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся** | + | ===== Блж. Августин ===== |
- | **Заповедав Духом Святым**, то есть, изрекши им духовные глаголы; ничего человеческого тут не было; потому что заповедал им Духом. Как и сам Господь по смирению и приспособительно к слушателям говорил: //аще Аз о Дусе Божии изгоню бесы// [[new:mf:12:28|(Мф. 12:28)]]: так здесь **заповедав Духом** говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому, что там, где творит Сын, там содействует и соприсутствует и Дух как единосущный. Что же заповедал? //Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19-20)]]. **Заповедав**, говорится, **вознесеся**. Не сказал: //восшел//, но рассуждает еще, как о человеке. Отсюда же видим, что Иисус и по воскресении своем учил учеников: но времени этого никто точно не передал. Иоанн проводил с Ним более времени, чем другие; но обо всем этом никто не возвестил ясно; потому что ученики обращали свое внимание на другое. | + | **до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал** |
+ | |||
+ | См. Толкование на [[new:act:01:01#blzh_avgustin|Деян. 1:1]] | ||
+ | |||
+ | ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== | ||
+ | |||
+ | **даже до дне, в оньже заповедав апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся** | ||
+ | |||
+ | **Заповедав Духом Святым**, то есть, изрекши им духовные глаголы; ничего человеческого тут не было; потому что заповедал им Духом. Как и сам Господь по смирению и приспособительно к слушателям говорил: //аще Аз о Дусе Божии изгоню бесы// [[new:mf:12:28|(Мф. 12:28)]]: так здесь **заповедав Духом** говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому, что там, где творит Сын, там содействует и соприсутствует и Дух как единосущный. Что же заповедал? //Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19-20)]]. **Заповедав**, говорится, **вознесеся**. Не сказал: восшел, но рассуждает еще, как о человеке. Отсюда же видим, что Иисус и по воскресении своем учил учеников: но времени этого никто точно не передал. Иоанн проводил с Ним более времени, чем другие; но обо всем этом никто не возвестил ясно; потому что ученики обращали свое внимание на другое. | ||
//**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// | //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== | ||
+ | |||
+ | **до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал** | ||
+ | |||
+ | Здесь св. Лука показывает предел, которым ограничиваются дела Господа Иисуса, описанные им в первой книге его, т. е. в Евангелии. Это — вознесение Господа на небо. То есть Евангелие от Луки, по словам самого св. Луки, говорит //о всем, что Иисус// Христос //делал и чему учил от начала//, или от явления Его на земле, **до того дня, в который Он вознесся на небо, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал**. | ||
+ | |||
+ | Указав на предел событий, описанных им в Евангелии, Апостол особенное внимание обращает на те дела Господа Спасителя, которые составляют основание событий, о которых он хочет говорить в этой книге — Деяний Апостольских, и о которых повествование составляет существенную связь его первой книги, или Евангелия, с другою книгою, т. е. Деяний Апостольских. Дух Святый преисполнял человеческое естество Господа Иисуса, как об этом было предсказано Пророком: //Помаза Тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник Твоих// [[old:ps:044:08|(Псал. 44, 8)]]; или как сам Господь чрез Пророка говорил о Себе: //Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя// [[old:is:61:01|(Ис. 61, 1;]][[new:lk:04:18| Лук. 4, 18)]]; Дух Господень действовал в воспринятии Сыном Божиим нашего человечества [[new:lk:01:31|(Лук. 1, 31)]]. Дух Божий сошел на Иисуса Христа во время Его крещения на Иордане, в виде голубя, — //и исполненный Духа Святаго, Он возвратился от Иордана, и поведен был Духом в пустыню// [[new:lk:04:01|(Лук. 4, 1)]]. Все дела и чудеса, какие совершал Он, совершал Духом Святым [[new:mf:12:28|(Матф. 12, 28)]]. О своем Божественном учении Господь говорит: //Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы яже Aз глаголю | ||
+ | вам, дух суть и живот суть// [[new:in:06:63|(Иоан. 6, 63)]]. И Своим избранным ученикам и Апостолам Иисус Христос неоднократно обещал ниспослать от Отца Святого Духа. Он говорил: //Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам// [[new:in:14:26|(Иоан. 14, 26)]]. //Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне// [[new:in:15:26|(15, 26)]]. //Егдаже придет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имат, но елика аще услышит, глаголати имат, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам// [[new:in:16:13|(16, 13,]] [[new:in:16:14| 14)]]. | ||
+ | |||
+ | Теперь, приступая к изображению обещания Господня о ниспослании св. Духа на Апостолов, св. Лука показывает и то, что этот обещанный Дух Святый есть тот Самый, который преисполнял человечество Господа Иисуса и в Нем действовал; сим Святым Духом дал Господь повеления Апостолам, которых Он избрал; этого Духа Господь, пред вознесением Своим на небо, обещал вскоре, чрез несколько дней, ниспослать Апостолам; этот Дух, по обещанию Господа, имел их научить всему, что нужно было им знать, напомнит им все, что говорил им Иисус; и в это же время, пред самым вознесением Своим на небо, Господь дал Апостолам повеления по отношению к ожиданию сошествия Св. Духа, о чем теперь же будем говорить. | ||
+ | |||
+ | Смотрите, как многознаменательно св. Лука присовокупил указание на Святого Духа, говоря: **заповеда Aпостолам Духом Святым**. | ||
+ | |||
+ | //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// | ||
===== Лопухин А.П. ===== | ===== Лопухин А.П. ===== | ||
Строка 23: | Строка 45: | ||
**До того дня, в который Он вознесся...** О вознесении Господа в Евангелии Луки лишь упоминается кратко [[new:lk:24:50|(Лк. 24:50-53)]]. Это событие было концом евангельской истории и началом апостольской. Посему св. Лука и предпочитает подробнее сообщить об этом событии в Деяниях. | **До того дня, в который Он вознесся...** О вознесении Господа в Евангелии Луки лишь упоминается кратко [[new:lk:24:50|(Лк. 24:50-53)]]. Это событие было концом евангельской истории и началом апостольской. Посему св. Лука и предпочитает подробнее сообщить об этом событии в Деяниях. | ||
- | Вознесению предшествует //заповедание// - завещание Господа апостолам - //дав Святым Духом повеления апостолам// - греч. εντειλάμενος τοις αποστόλοις διά Πνεύματος άγίου; буквальное слав.: **заповедав апостолам Духом Святым**. Здесь разумеется или обетование Его - послать апостолам Духа Святаго, с повелением ждать этого обетования в Иерусалиме [[new:lk:24:49|(Лк XXIV:49]]), или заповедь Его им - быть свидетелями и проповедниками во Имя Его //покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима// [[new:lk:24:47|(Лк. 24:47-48)]]. | + | Вознесению предшествует заповедание - завещание Господа апостолам − **дав Святым Духом повеления апостолам** − греч. εντειλάμενος τοις αποστόλοις διά Πνεύματος άγίου; буквальное слав.: **заповедав апостолам Духом Святым**. Здесь разумеется или обетование Его − послать апостолам Духа Святаго, с повелением ждать этого обетования в Иерусалиме [[new:lk:24:49|(Лк XXIV:49]]), или заповедь Его им − быть свидетелями и проповедниками во Имя Его //покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима// [[new:lk:24:47|(Лк. 24:47-48)]]. |
- | Это обетование или заповедь и повеление Господа дается, по выражению Дееписателя, **Духом Святым**. "Так говорится, - толкует блаженный Феофилакт, - не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому, что там, где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный..." Сей Св. Дух, по благоволению Отца, исполнявший и Сына Его по человечеству - "не в меру" изобильно [[new:lk:04:01|(Лк. 4:1;]] [[new:lk:14:18|Лк. 14:18;]] [[new:in:03:34|Ин. 3:34)]]; обещается и апостолам, как объединяющее начало Отца, Сына и искупленного Им человечества. | + | Это обетование или заповедь и повеление Господа дается, по выражению Дееписателя, **Духом Святым**. "Так говорится, − толкует блаженный Феофилакт, − не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому, что там, где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный..." Сей Св. Дух, по благоволению Отца, исполнявший и Сына Его по человечеству − //"не в меру"// изобильно [[new:lk:04:01|(Лк. 4:1;]] [[new:lk:14:18|Лк. 14:18;]] [[new:in:03:34|Ин. 3:34)]]; обещается и апостолам, как объединяющее начало Отца, Сына и искупленного Им человечества. |
- | **Которых Он избрал** - указание на исключительность полномочий и прав апостольских, в отличие от остальных верующих. Оправданием этой исключительности является и то, что этим лишь избранникам Своим Господь и явил Себя живым по страдании Своем, чтобы они могли быть убежденными и неложными свидетелями и проповедниками о Нем для всего мира. | + | **Которых Он избрал** − указание на исключительность полномочий и прав апостольских, в отличие от остальных верующих. Оправданием этой исключительности является и то, что этим лишь избранникам Своим Господь и явил Себя живым по страдании Своем, чтобы они могли быть убежденными и неложными свидетелями и проповедниками о Нем для всего мира. |
[<10>] | [<10>] |