Ст. 32-38 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля
Как в посланиях, так же поступает (Павел) и в беседах: оканчивает увещание молитвою. Он привел слушателей в великий страх словами: «войдут к вам лютые волки» (Деян. 20:29); потому, чтобы не поразить и не погубить ума их, предлагает утешение. «И ныне», говорит. Этим словом выражает мысль: так же, как и всегда. «Предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его», т.е. благодати Его. Хорошо сказал; он знал, что спасает благодать. Он часто напоминает им о благодати, желая сделать их более усердными, как (следует) людям одолженным, и внушая дерзновение. «Могущему назидать вас». Не сказал: создать, но: «назидать», выражая, что они уже созданы. Потом напоминает о надежде в будущем и говорит: «и дать вам наследие со всеми освященными». Затем опять (предлагает) увещание. «Ни серебра», говорит, «ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал» (ст. 33). Исторгает корень зол – сребролюбие. «Ни серебра», говорит, «ни золота». Не сказал: я не брал, но: «не пожелал». Это еще не важно, но следующее весьма важно. «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых» (ст. 34, 35). Смотри, как он сам занимался работою, и не легко, а «трудясь». «Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Это (говорит) для назидания; и смотри, с каким достоинством. Не сказал: надобно быть выше денег, – но что? «Надобно поддерживать слабых». Не всех вообще, но немощных. «Памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (ст. 35). Чтобы кто не подумал, что это сказано тем (апостолам), и (чтобы показать), что он подает им пример, подобно как в другом месте говорит: «подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17), присовокупляет изречение Христово: «блаженнее давать, нежели принимать». Самою молитвою он назидал их; а потом показывает тоже примером. «Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился» (ст. 36). Помолился не просто, но с великим умилением. Великое утешение! И словами: «предаю вас, братия, Богу» он также утешал их. «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля» (ст. 37, 38). Он сказал, что «войдут к вам лютые волки», сказал, что «чист я от крови всех»; то и другое было страшно и достаточно для того, чтобы предаться скорби; но всего более причинило им скорбь известие, что они уже более не увидят его; это им тяжело было преодолеть. «И провожали», говорит (писатель), «его до корабля»; так они любили его, так были расположены к нему!
Но обратимся к вышесказанному. «Ни серебра, ни золота, ни одежды», говорит, «я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Следовательно, не в Коринфе только делали это люди, развращавшие учеников, но и в Азии. Впрочем, в послании к Ефесеям он нигде не упрекает их в этом. Почему? Потому что он не терпел нужды. И в послании к Коринфянам говорит: «похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии» (2 Кор. 11:10). Не сказал: вы не давали мне, но: «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал», чтобы не показалось, будто от них зависело не давать. И не сказал, что он не пожелал чего-нибудь из вещей необходимых, чтобы опять это не показалось упреком для них, но выражает то, что он по справедливости мог не брать (от них), если еще сам содержал других. Смотри, как ревностно трудился этот человек, беседуя «день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». «Во всем», говорит, «показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых». Этими словами опять привел их в страх; а сказанное значит следующее: вы не можете ссылаться на неведение; я показал вам на деле, как надобно трудиться и действовать. Не сказал, что брать – худое дело, но что лучше не брать: «и памятовать», говорит, «слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Где же (Господь) сказал это? Может быть, апостолы предали это без письмени, или можно было вывести это чрез умозаключение, так как Он внушал мужество в опасностях, снисхождение к подчиненным, дерзновение в учении, смиренномудрие, нестяжательность. Впрочем, это выше и нестяжательности. Если сказано: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21), то не брать ничего и еще питать других – равно ли этому? Таким образом, первая степень, это – отвергать свое, вторая – самому удовлетворять себе, третья – давать и другим, четвертая – не брать, проповедуя и имея власть брать; последнее гораздо выше нестяжательности. Хорошо сказал: «так трудясь, надобно поддерживать слабых» Давать из приобретенного собственными трудами, это – дело сострадания к немощным; а давать из приобретенного чужими трудами – дело не только не доброе, но и неодобрительное. «И, падая на выю Павла», говорит (писатель), плакали. Этим выражается расположение их к нему. Поверглись на выю, обнявшись последним объятием, как вполне восчувствовавшие после речи его любовь и дружбу. Если мы при простом разлучении между собою скорбим, хотя и знаем, что увидимся друг с другом, то, как они могли тогда расставаться с Павлом без горести? Я думаю, что и Павел плакал.
Гомилии на Деяния Апостолов.
Ст. 32-34 И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. Сребра или злата или риз ни единаго возжелах. Сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии
Увещание оканчивается молитвою. Так как он сильно устрашил их; то чтобы не поразить окончательно, вот и утешение. И ныне, говорит, предаю вас Богови и слову благодати его, то есть, благодати Его. Сребра или злата или риз. Не сказал, не взял, но: даже и не пожелал. А еще возвышеннее следующее далее: сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии. Да, истинная милостыня - в том, чтобы подавать из собственных трудов. Но обрати внимание на то, что трудился человек, который постоянно беседовал, и днем и ночью.
Толкование на Деяния святых Апостолов.
И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными
Он тайно и скрыто показывает, что Отец и Бог, и Его Сын Иисус, Бог-Слово - это одно. Ведь он не сказал «могущим» во множественном числе, но одним именем показал единую сущность Обоих, сказав: могущему. Так что мы знаем, что у Отца и Сына одна сущность и что Они двое есть и существуют, о чем свидетельствуют не только их имена, но истина.
Катены на Деяния Апостолов.
И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными
После того, что сказал Апостол о трудных обязанностях пастырского служения и об опасностях, предстоящих пастырям в будущее время, он, к успокоенью своих братий-учеников, говорит: и ныне предаю вас, братия, Богу, поручаю вас Божескому попечению и покровительству и слову благодати Его, т.е. ученью или водительству благодати, могущему назидать и совершенствовать вас более и более (Кол. 2:7; Иуд. ст. 20), и дать вам наследие со всеми освященными, доставить вам вечную жизнь и блаженство со всеми святыми, со всеми праведниками, или со всеми истинными христианами.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными
Предаю вас Богу (Деян. 14:23) и слову благодати Его, (ст. 24 - заключенному во Св. Евангелии), которые, хотя имеют самодовлеющую силу спасти вас, но не без вашего бодрствования и труда.
Со всеми освященными - т. е. благодатью Господнею и предназначенными к вечной славе в Царствии небесном (Мф. 13:43).