дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа
См. Толкование на Еф. 1:11
яко быти нам в похваление славы Его прежде уповавшим во Христа
Похвала славы — славного дела, совершенного Иисусом Христом. Они были первыми возвестителями о Нем. Можно сказать, что и доселе неверующие иудеи суть в похвалу славы Иисус Христовой, ибо у них пророческие книги, которые возвещают о Христе. Первые — верою прославили Христа, а эти — неверием прославляют, сами того не замечая и не хотя. Они исполняют, против воли своей, Божие предназначение.
О славе Божией вообще от дела спасения, совершенного Господом, сказано выше, в ст. 6; здесь частнее указывается, как иудеи послужили и должны были послужить к сей славе, чрез прославление верою своею Христа Господа. Они успели это сделать, яко уповавшие во Христа и чаявшие Его. Язычники, напротив, жили упования не имуще (2, 12). Впервые начали они оживляться благонадежием спасения чрез принятие Евангельской проповеди, исходившей из иудеев. Здесь в первый раз услышали они об Избавителе, в Коем чувствовали нужду, но о Коем ничего прежде не ведали, а потому и упования на Него определенного иметь не могли.
Святой Златоуст останавливается при сем преимущественно на том, как Бог все делает по предвечным предначертаниям: «Поелику избравший есть Бог, то не случаю, значит, обязаны мы избранием, но получили наследство по прозрению. Он усмотрел нас прежде, чем сделал наследниками. Изумительно Божественное предведение, видящее все, прежде исполнения! — Кроме того, обрати внимание на то, как Апостол старается везде объяснить, что все дела устроились потому, что так именно они были предопределены издревле и что все совершено Им (Господом) согласно с этим предопределением… Он все предопределил искони и, кроме этого, не сделал ничего. Он действовал до конца по совету воли Своей. Значит, Он и язычников призвал вовсе не потому, что иудеи (не все иудеи) не послушались Его; Он не был к этому приведен или вынужден последними…»
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа
См. Толкование на Еф. 1:3
Кого имеет в виду Апостол, когда пишет [в послании] к Ефесянам: которые ранее уповали на Христа?
Каждый из святых, живших до пришествия Господа — в какой бы добродетели он ни подвизался, — хотя и не познал всю тайну домостроительства Божия, но, естественно движимый из частичного [знания], уповал и ожидал, что поврежденную природу спасет Сам ее Сотворивший.
Вопросы и затруднения.
дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа
Чтобы, говорит, быть нам славой Его, — нам, возымевшим надежду на Христа, то есть уверовавшим во Христа и, прежде наступления будущего века, надеющимся на будущие для нас блага. Ибо слава и похвала благости Божией в том, чтобы спасти столь отчужденных.
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа
Прежде необходимо уповать на Христа, т. е. следовать за Христом и верить, что все обещанное Им исполнится. И тогда мы сумеем послужить к похвале славы Божией.
Комментарий на Послание к Ефесянам.
дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа
Павел говорит о том, что Бог [сначала] определил к проповеди тех, кто среди иудеев поверил во Христа. Потому никто из язычников не был призван в апостолы. И справедливо было избрать проповедников из тех, кто прежде уже надеялся на спасение, обетованное им во Христе.
На Послание к Ефесянам.
дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа
См. Толкование на Еф. 1:11