«Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
О спящем и мертвом говорит – таком, который в грехах, потому что и он издает дурной запах, как мертвец, и он неподвижен, как спящий, и он подобно спящему ничего не видит, но бредит и мечтает. Иные читают: «И прикоснёшься» (έπιψαόσεις) «к Христу»; другие: «осветит тебя» (έπιψαόσει σοι) «Христос». Но это последнее, лучше. Восстань от греха, и сможешь увидеть Христа. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету» (Иоан. 3:20). Итак, кто не делает (зла), тот приходит (к свету).
Но не о неверных только он это говорит, потому что многие и из верных нисколько не менее неверующих привязаны к нечестию; есть даже те, которые и гораздо более. Потому-то и к ним необходимо сказать: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Прилично сказать к ним и это: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). Итак, если не мертвых, то будем жить. Некоторые говорят, что выражение: лихоимец есть идолослужитель – преувеличено. Но оно не преувеличено, напротив – совершенно верно. Как и каким образом? Таким, что лихоимец отдаляется от Бога, подобно тому, как идолослужитель. А чтобы ты не подумал, что это сказано неосновательно, – вот Христово изречение, которое гласит: «Не можете служить Богу и мамоне» (Μф. 6:24). Те, которые работают мамоне, удалили себя от служения Богу; те же, которые отреклись Его владычества и служат бездушному золоту, явно идолослужители.
Гомилии на Послание к Ефесянам.
Сего ради глаголет: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос
Сего ради глаголет, — кто глаголет? В Божественном Писании нет такого изречения. Откуда же оно? Кто говорит, что святой Павел взял его из какого-либо апокрифа и, забывши, привел как место Писания; кто говорит, что такое изречение изошло из уст Самого Господа и дошло до святого Павла по устному преданию; кто говорит, что такой глас слышал святой Павел в духе и сердце и приводит его как слово Господа; кто полагает, что оно составлено святым Павлом из разных мест Писания. Все эти объяснения неудовлетворительны. Ближе всех, может быть, догадка блаженного Феодорита, что это слово какой-либо церковной песни, которые тогда составлялись совершеннейшими христианами или даже и Апостолами. Что так было, свидетельствует сам святой Павел в послании к Коринфянам: кийждо вас псалом имать (1 Кор. 14, 26). — Не слышал ли кто из обращенных необыкновенным образом таких слов в минуты сверхъестественного возбуждения и, может быть, из среды самых ефесян. Поелику слово это было известно и ходило между ефесянами, как слово свыше, то Апостол и выражается так: сего ради глаголет, - разумея, - некто свыше, или глас свыше, как вам известно.
Другие наши толковники не обращают внимания на указание, кто сказал, а берутся прямо выяснять, что сказано.— Что же сказано? — Призывание грешника в покаянии обратиться к Господу Спасителю. Словом и жизнию совершенных христиан совесть грешника пробуждена; он ясно видит свое непотребство и готов взыскать спасения: что ему делать? — Встань от сна греховного, приступи ко Господу, и Он тебя осветит. Да и вообще христиане, образом своей жизни и своим исповеданием веры, что другое говорили тем, среди коих были, яко светила, как не то: восстани всяк от сна греховного и греховной смерти и приступи ко Христу Спасителю!
Сон и смерть естественные служат выражением сна и смерти греховных. И сонный, как и мертвый, не слышит, не видит, не чувствует, не движется. Так и грешник поражен в духовном отношении беспечностию, нечувствием и ослеплением, и никакого у него движения нет в смысле спасения души и получения вечного блаженства богоугождением.— Но дух в нем есть, только поражен летаргическим сном. Когда луч благодати чрез помазанное слово христиан или светлую жизнь их проходит до духа, он тотчас открывает глаза и начинает обнаруживать свойственные ему движения — страх Божий, беспокойство совести, осуждение всей прежней жизни и требование перемены ее. Тогда грешник и сам в себе слышит: востани спяй! — Но одна совесть только измучит, а покоя не даст. К ней приходит слово о Спасителе, и она заставляет тогда грешника ятися за веру в Него, как единственное средство спасения. Верует грешник, примиряется с Богом и просветляется Христом Господом. Ясно для него тогда становится все, как чему следует быть в его жизни и чего ожидать ему в будущем. Прочее он уже во свете лица Его идет и о имени Его радуется лишь. — Слава беспредельному Божию милосердию к нам, грешным.
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
См. Толкование на Еф. 5:1
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
Спящим и мертвым называет человека, живущего во грехах. Ибо он и смраден, как мертвый, и бездействен, как спящий, и грезит, и воображает призрачное. Когда же пробудится кто от греха, тогда осветит его Христос, то есть воссияет для него, как и солнце для тех, которые пробудились от сна. Пока же находится во грехах, он ненавидит свет и не приходит к нему. И не относительно неверующих только говорит это, но и о верующих. Можешь найти и различие между спящим и мертвым. Многие делающие зло, но не одобряющие делаемого, могли бы быть названы спящими. Они легко пробуждаются. И к ним-то относится выражение восстань. А другие, которые и делают зло, и оправдывают его, могли бы быть названы мертвыми, так как их труднее воззвать к добру. Однако и к ним взывает слово, чтобы они восстали: ибо не должно отчаиваться относительно возможности изменения природы.
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
Тот, кто довольствуется простым ответом, скажет, что Павел использовал здесь вычитанное у сокровенных пророков или найденное в апокрифических писаниях. И не потому, что он одобрял апокрифы, а потому, что он обращался к [любым авторам, как, например] стихам
- Арата [Арат (315-240 до н.э.) - стоический поэт родом с Сицилии, которого Павел цитирует в своем обращении к Афинскому ареопагу (Деян 17:22- 31). Проповедуя о Боге, создавшем мир и людей, апостол говорит: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян 17:28), перефразируя отрывок из поэмы Арата Phaenomena 5, где данные слова обращены к Зевсу. - Прим. ред.],
- Эпименида [Эпименид (VI в. до н.э.) - легендарный поэт с о. Крит, которого причисляют к родоначальникам орфизма. В Послании к Титу Павел цитирует его высказывание о критянах из De oraculis/peri Chresmon (см. Тит 1:12). - Прим. ред.]
- и Менандра [Менандр (342-291 до н.э.) - греческий драматург. Фраза: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15:33), заимствована из его комедии «Таис» (Thais, Frg.218). Поскольку афоризмы Менандра были популярны в народе, ученые считают, что использование данной фразы Павлом не обязательно свидетельствует о том, что апостол был знаком с самим произведением драматурга. - Прим. ред],
для доказательства желаемой мысли в нужное время. Однако он не засвидетельствовал этим, будто свято все, что они ни писали, хотя и утверждал, что нечто они сказали верно. А другой, может быть, будет думать, будто апостол представил здесь как бы олицетворение Святого Духа, и скажет, что это является убеждением к покаянию. А я, по убожеству своему, после тщательного пересмотра всех изданий древних Писаний и даже самих еврейских свитков, нигде не нашел этого изречения.
Комментарий на Послание к Ефесянам.
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
Так читается в некоторых списках: и осветит тебя Христос, и это чтение более всего подходит для связности речи. Ибо кто отлагает леность, как сон, тот приемлет луч Господнего света. Впрочем, следует знать, что свидетельство это не из Писания; ибо в божественном Писании нигде мы этого не находим. Иные же из толкователей утверждали, что сподобившиеся духовной благодати написали несколько псалмов, и это дает понять божественный апостол в Послании к Коринфянам: у каждого из вас есть псалом (1 Кор 14:26).
Толкования на послания святого Павла (Еф 5:14).
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
Говоря о пребывающем во сне, Павел имеет в виду оцепенение разума, отчуждающее от истинной жизни. Это отчуждение - своего рода смерть, из которой он и призывает человека восстать, дабы, раскаявшись, познать истину, которая есть Христос. Это призыв для вероломных и порочных людей, увязших в грязи без надежды на жизнь, встать и выйти, разделить жизнь с Христом - из тьмы выйти в свет, из смерти перейти в жизнь.
На Послание к Ефесянам.
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
Потому, что обличение полезно, и Бог обращается к грешнику, пребывающему в духовном усыплении, как бы в состоянии смерти, с призывом: «вставай» (вместо: «сказано», как в русск. пер. нужно читать: «говорит» - по греч. legei). Откуда взяты эти слова - неизвестно. Лучше всего принять то предположение, что они составляют отрывок из какого-нибудь христианского гимна, в котором есть некоторые отзвуки из книги пр. Исаии (LII:1 - восстань, XXVI:19: воскреснут мертвые и LX:1: придет твой свет).
См. также Толкование на Еф. 5:1