но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город
Не стыдится, говорит, Господь называться по имени своих рабов. Объясни, почему не стыдится? Для того, чтобы и мы подражали. Но они, говорит, «страннии и пришельцы быша» (Евр 11.13). Этого-то, кажется, и нужно было стыдиться, потому что странник представляется человеком незначительным и презренным.
Но святые были странниками не в том смысле, какой имеет это слово само по себе, а в другом, особенном. Мы называем странниками людей, оставивших свое отечество и пришедших в чужую землю. А святые были не такие странники; нет, презрев всю вселенную и признав землю ничтожною, они обращали взор к небесному граду, не по гордости, но по великодушию, не но надменности, но по любви к мудрости. Рассмотрев все земное, они увидели, что оно скоро проходит и гибнет, и что здесь ничто не твердо и непостоянно, – ни богатство, ни власть, ни слава, ни самая жизнь, но все имеет конец и стремится к своему пределу, – небесное же напротив не таково, но нескончаемо и вечно. Тогда-то они пожелали быть странниками по отношению к скоротечному и преходящему, чтобы получить блага постоянные. Итак, они были странниками не потому, что не имели отечества, но потому, что стремились к отечеству вечному. Объясняя это, Павел говорил: «ибо таковая глаголющии, являются яко отечествия взыскуют» (Евр.11:14). Какого, скажи, отечества? Не прежнего ли, которое они оставили? Нет, говорит: «аще бы, убо оно помнили… имели бы время возвратитися: ныне же лучшаго желают, сиречь небесного… ему же художник и содетель Бог… темже не стыдится… Бог, Бог нарицатися их» (Евр.11:10).
Пять слов об Анне. Слово четвертое.
См. Толкование на Пс. 113:7
Беседы на псалмы. На псалом 113.
Почему, скажи мне: «их»? Потому, что они признавали себя странниками и пришельцами. Это – корень и основание великой добродетели. Кто здесь странник, тот там будет гражданином; кто здесь странник, тот не станет привязываться к настоящим благам, не будет заботиться ни о жилище, ни о богатстве, ни о пище, ни о чем другом подобном; но, как находящиеся в чужой стране, делают все и употребляют все меры к возвращению в отечество и каждый день стремятся увидеть страну, их произведшую, так и питающий любовь к будущим благам не огорчится здешними несчастными обстоятельствами, и не возгордится счастливыми, но будет проходить мимо всего этого, как путник. Вот почему и в молитве нам заповедано говорить: «да приидет царствие твое» (Мф.6:10), чтобы мы, питая в душе желание и ожидание того дня и постоянно имея его пред глазами, не увлекались настоящим. Если иудеи, желавшие возвращения в Иерусалим, даже после освобождения, оплакивают прошедшее, то какое мы можем иметь извинение, какое оправдание, не питая сильной любви к горнему Иерусалиму?
Беседы на псалмы. На псалом 119.
но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город
Ибо Авраам и другие патриархи имели желание видеть блага и не переставали искать Небесного Отечества, как говорит апостол, однако же пребывают еще только в надежде благодати, по слову Павлову, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас, как говорит Павел, совершенство приимут (Евр. 11:40).
Об устроении человека.
но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город
Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, - то этим самым ясно показали, что гораздо лучшаго желали, то есть небеснаго. Посему не стыдится Бог называться Богом их: разумеются слова, сказанные Моисею: Я - Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, - это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род (Исх. 3:15).
но они стремились к лучшему, то есть к небесному
Называя, говорит, самих себя странниками, показывают, что они ищут отечества. Итак, посмотрим, какого ищут отечества: земного ли, которое оставили, как Авраам Месопотамию? Но ему можно было возвратиться туда. А так как он не возвратился, то ясно, что он не о ней вспомнил и не она была для него отечеством, но желал иного, лучшего отечества, то есть небесного, в которое еще не имел времени войти.
посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом
В силу такой добродетели, говорит, они являются настолько великими пред Богом, что Он, будучи Богом всего мира, невидимого и видимого, не стыдится называть Себя особо их Богом (Исх. 3:15), так как они являются равноценными всей твари, или лучше, Бог называется Богом видимого мира, как Творец и Господь; поэтому Он – Бог и языческих народов; а для них Он, как друг, что важнее.
ибо Он приготовил им город
Он настолько не стыдится их, что считает их своими, что приготовил им город, которого они желали, город на небесах.
но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город
Ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго
Так как они называли себя странниками на сей земле, то из сего оказывается, что они желают лучшаго отечества.
Темже не стыдится сими Бог, Бог нарицатися их
Так как они таковы, то Бог не ставит Себе в безславие называться Богом их: А я есмь, говорит Он, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3:15). Правда, Он именуется Богом и неба и земли и неверных, но Он именуется Богом бездушных вещей, безсловесных тварей и неверных людей, как Творец их и Создатель; но Он Бог Авраама, Исаака и Иакова в особенном смысле их близости к Нему. Ведь и всякий господин, имеющий рабов, желает называться по преимуществу господином тех из них, которые благочестны и добры; и этих он считает своею славою, а дурных – своим посрамлением.
Уготова бо им град
Очевидно, небесное обиталище и небесное покоище.
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город
См. Толкование на Евр. 11:14