угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих
Угашали силы огня - Анания и его сотоварищи (Дан. 3:23 сл.), - избегали острия меча - те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан. 3:1 сл.), также Урия (Иер. 26:23), и Илия (3 Цар. 19:3) и пророки, - укреплялись от немощи - Езекия царь (4 Цар. 20:1 сл. Ис. 38:1 сл.) и Елисей, - были крепки на войне - Авраам, Лот, Моисей, Иисус, - полки прогоняли чужих - Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше.
угашали силу огня
Три отрока (Дан. 3:10–22). Не сказал: угашали огонь, но силу огня, что сильнее. Ибо хотя он окружал их, но не имел силы жечь их.
избегали острия меча
Также три отрока, или вернее сказать – Илия – меча Иезавели (3 Цар. 2–18) и сам Давид – меча Саула.
укреплялись от немощи
Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля (Иез. 37:11–14). Но и немощный Езекия получил прибавление жизни (4 Цар. 20:1–11).
были крепки на войне, прогоняли полки чужих
Это также относится к тем же самым, возвратившимся из Вавилона. Ибо соседние народы, всегда завидовавшие им, тогда еще более нападали на них, но они, уповая на силу Божию, верой побеждали их (1 Мак. 6:28–42; 2 Мак. 8:1–6 и др.). Более же всего подходит это к Самсону.
угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих
Угасиша силу огненную
Как, напр., три отрока в Вавилоне.
Избегоша острея меча
Как, напр., Илия, уклонябь от козней Иезавели, или те же три отрока: ибо многие, впоследствии устроив против них козни, не победили их.
Возмоииша от немощи
Как, напр., Езекия (4 Цар. 20:1), или возвратившиеся из плена Вавилонскаго: ибо они в рабстве и злострадании до того изнемогли, что похожи были на мертвецов; но по благоволению Божию они снова укрепились, так что способны были к войне, почему он далее и прибавил:
Быша крепцы во бранех
когда воевали с ними народы, обитавшие вокруг Палестины и препятствовавшие им водвориться в их отечестве (Неем. 4:17).
Обратиша в бегство полки чуждих
Полки иноплеменников они прогоняли и побеждали. Здесь опять речь о том, что они настолько укрепились в силах своих, что способны были воевать с противоборцами и побеждать их.
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих
Угасиша силу огненную. Это относится к трем отрокам еврейским, которые в оковах брошены были, по повеленью царя, в печь полную огня, и остались невредимы: Анания, Азария и Мисаил ходили в печи и прославляли Бога (Дан. 3:22–24). Так верою в Бога Израилева они угасили или победили силу огня.
Избегоша острея меча. Избегали острия меча, или поражения мечем от врагов, искавших погибели их.Так Давид неоднократно избегал меча Саулова (1 Цар. 18:25; 19:1 и след.); пророк Илия спасался от меча Ахава и Иезавели (1 Цар. гл. 17–19); пророк Елиссей – от меча Израильского царя Иорама (4 Цар. 6:31).
Возмогоша от немощи. Укреплялись от немощи. Так праведный Иов, силою веры, укрепился после тяжких страданий; так Иезекия бывший при смерти, по молитве, выздоровел (4 Цар. гл. 20; Ис. гл. 38).
Быша крепцы во бранех. Это можно относить и к еврейским вождям и к царям Иудейским, которые, под покровительством Божиим, были крепки в войне и побеждали врагов. Таковы: Иисус Навин, Гедеон и другие Судии, которые Богом призываемы были к освобожденью Евреев от врагов; иудейские цари: Авия (2 Парал. гл. 13), Аса (14, 11–15), Иосафат (гл. 20), Езекия (4 Цар. 19:35); также Иуда Маккавей (1 Мак. гл. 3).
Обратиша в бегство полки чуждых. «Прогоняли полки чужих». Под чуждыми или чужими разумеются не принадлежащие к избранному народу или язычники, каковы были народы, издревле населявшие обетованную землю, которых Евреи, по повеленью Божью, истребляли, под управлением Иисуса Навина, когда занимали эту страну; также и другие народы, окружавшие Евреев в земле обетованной. С этими народами Евреи часто должны были вести войны, или защищаясь от их нападений, или освобождаясь от рабства их, как, например, Гедеон прогнал полки Мадианитян (Суд. гл. 6–8).
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих
См. Толкование на Евр. 11:33