Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем
Послушай, что о [Раав] говорит Писание, свидетельствуя о ее добрых делах. В блудилище она была словно бы жемчужина, в грязь замешанная, золото, в нечистоты брошенное, цвет благочестия, терниями засыпанный, благочестивая душа, в стране бесчестия запертая.
О покаянии.
Такожде и Раав блудница не от дел ли оправдася, приемши сходники и иным путем изведши их
Хотя святой брат Божий мог привести в пример и тысячи других, которые оправдались благими делами, но он посчитал достаточным, по толкованию святого Митрофана, привести в пример два лица, одного из праведников, т.е. патриарха Авраама, о нём мы сказали выше, и другого из грешников, т.е. блудницу Раав, о которой здесь идёт речь. И приводя в пример обоих, хочет показать, что и святые, и грешные спаслись, через две вещи – через веру и через дела.
Почему же божественный Павел говорит, что верою спаслась сия Раав, Иаков же здесь говорит, что спаслась через дела? Разрешимо это недоумение, потому что и Павел не говорит, что спаслась эта блудница одной верой, но делами; вера же предшествовала в её душе, а дела следовали за верой. «Верою, говорит, Раав блудница не погибе с сопротивльшимися, приимши сходники с миром» (Евр. 11:31); через дела она показала веру в Бога, потому что не только приняла людей, которых послал Иисус Навин исследовать обетованную землю, но и спрятала их наверху на кровле, в снопах льна, а после отправила их идти по другому пути, чтобы их не нашли люди царя, таковыми делами подвергала смерти свою жизнь эта мужемудренная жена.
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем
Раав была блудницей, но, несмотря на это, она была причислена к святым.
Катехизис.
Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем
Чтобы не говорили некоторые, что пример праотца Авраама в их случае не подходит, поскольку ни от кого из них не требуется приносить детей в жертву Богу, тем более и Сам Бог запрещает подобное в Писании, Иаков приводит еще один пример - порочной женщины, женщины-чужеземки, которая делами милосердия, оказав гостеприимство даже с риском для собственной жизни, послужила Богу.
О семи Кафолических посланиях.
Чтобы они не оправдывались тем, что не в силах подражать делам великого отца Авраама, особенно когда их никто не только не принуждал приносить в жертву сыновей, но более того, Сам Бог в Писаниях запрещает делать это, Иаков добавляет и [пример] того, что совершила грешная женщина-чужестранка, которая делами милосердия и оказанием гостеприимства рабам Божьим, даже с опасностью для [своей] жизни, заслужила прощение грехов, была причислена к израильскому народу, включена в список их царского рода, введена в родословие Самого Господа и Спасителя нашего, которое берёт начало от патриархов, и была избавлена от уничтожения в обречённом отечестве, нечестие которого она отвергла. Таким образом, примерами [дел] обратившейся к добру женщины апостол предостерегает своих слушателей от возвращения в обречённое отечество, преступления которого они отвергли, уверовав, и призывает помнить, что они удаляются из него, в том числе и для [совершения] полезных дел. Ведь они сочетаются узами со святыми и удостаиваются общения со своим Искупителем. Он побуждает их также принимать вестников Иисуса, то есть охотно слушать проповедников евангельского слова. А когда узнают, что своими соплеменниками те изгнаны или даже приговорены к смерти, что часто и случалось, по свидетельству [книги] Деяний, то приняв от них спасительное для себя наставление, пусть отпускают их в мире [благовествовать] Господа Иисуса. Книга Деяний Апостолов повествует, что так некогда в Иерусалиме поступил Гамалиил, учитель блаженного апостола Павла, почитаемый всеми иудеями, а ныне заслуживающий особой хвалы во всей Христовой Церкви через бывшее откровение о мощах первомученика Стефана. Когда иудейский синедрион решил убить апостолов, он разрушил его намерения премудрым советом, а спасённых от иудейских козней апостолов отпустил невредимыми благовествовать Иисуса (см. Деян. 5:33–42).
Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.
Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем
Для еще более наглядного доказательства всеобщности того закона в Царстве Божием, по которому оправдание совершается длительным процессом взаимоотношения веры и добрых дел, св. Апостол приводит новый пример: язычница блудница Раав некогда проявила великую веру в истинного Бога Израилева и доказала эту веру на деле - сокрытием в своем доме и заботливым руководством соглядатаев еврейских (Нав гл. II), и за это получила и временное помилование (Нав 6:16, 24), и вечное оправдание, и спасение. Следовательно, таков общий закон - оправдание в Царстве Божием на земле.